Отчет PwC предсказывает упадок телевещания в ближайшие годы

Упадок телевещания в ближайшие годы представляет главную угрозу для доходов спортивной индустрии, говорится в отчете PwC. При этом рейтинги таких традиционно популярных соревнований, как Олимпийские игры, падают, а их аудитория стареет, тогда как на подъеме находится бесплатно транслируемый в сети киберспорт. В России доходы от ТВ для спортивных клубов и лиг так и не успели стать существенными, и теперь правами на показ спорта начнут интересоваться и другие игроки, считают эксперты.

В ближайшие три-пять лет доходы глобальной спортивной индустрии будут расти, говорится в отчете PwC на основе опроса представителей спортивных клубов, лиг, федераций, телевещателей, спортивных брендов, IT-компаний и их инвесторов. Наибольший рост доходов опрошенные ожидают от спонсорства (на 7,1%) и реализации медиаправ (на 8%). Представители сегмента телевещания дали наиболее пессимистичные прогнозы темпов развития собственного сегмента — рост на 5,6%.

Респонденты ожидают, что лидерство на глобальном спортивном рынке удержит футбол, а второе место по прогнозируемому росту занимает киберспорт, совершивший в последние годы прорыв благодаря развитию онлайн-трансляций и специализированным видеоплатформам (например, Twitch.tv). Его популярность особенно растет среди молодой аудитории (возраст половины зрителей — 21–35 лет) с высоким уровнем доходов, при этом большинство трансляций бесплатны, отмечает PwC. Олимпийские игры, напротив, утрачивают позиции. Телерейтинги трансляций игр в Рио 2016 года среди аудитории 18–34 лет снизились на 31% по сравнению с лондонской Олимпиадой 2012 года; средний возраст аудитории вырос с 48 лет в 2012 году до 55 лет во время зимних Игр в Сочи. Просмотр прямых трансляций все чаще не вписывается в стиль жизни молодежи, рейтинги падают, а стоимость телеправ в текущем цикле продаж, вероятно, достигла пика, констатирует PwC.

 

Но на российском рынке ситуация отличается. В отечественной спортивной индустрии доля доходов от медиаправ пока не настолько существенна, чтобы изменение привычек телесмотрения аудитории оказывало большое влияние на рынок, как это происходит на Западе, отмечает старший менеджер PwC в России Александр Кардаш. «Тем не менее спортивные организации и вещатели стремятся найти новые форматы в рамках традиционного телевидения и вне его, чтобы удержать аудиторию. Показ спорта пробуют российские социальные медиа, футбольные клубы развивают каналы на YouTube, КХЛ внедряет технологии виртуальной реальности в телекартинку. Вероятно, уже в следующих тендерах на реализацию медиаправ на показ спортивных соревнований помимо федеральных каналов мы увидим совершенно новых игроков, представляющих digital, например, социальные медиа, онлайн-кинотеатры или даже крупных онлайн-ритейлеров»,— рассуждает господин Кардаш.

Ранее предполагалось, что закупку спортивных прав в России консолидирует входящий в «Газпром-медиа» канал «Матч ТВ», такое поручение дал президент в 2015 году. Он покупал права на зимнюю Олимпиаду в Сочи, которые поделили между собой «Первый канал», ВГТРК и «Матч ТВ». Сейчас такая схема уже не работает: переговоры о покупке прав на показ будущей Олимпиады в Южной Корее ведет агентство «Телеспорт». «Первый канал» уже подтвердил, что покажет соревнования с участием российских спортсменов, «Газпром-медиа» и ВГТРК пока не приняли решения о показе. «Телеспорт» ранее купил и права на показ в России чемпионата Испании по футболу. Прямые трансляции отдельных матчей проходят в социальной сети «ВКонтакте». В «Телеспорте» и на «Матч ТВ» не ответили на вопросы “Ъ”.

Медиаиндустрии прописали больше прямой демократии

Медиаиндустрии прописали больше прямой демократии

В мировом масштабе цене спортивных прав расти действительно уже некуда, потенциал остался лишь в Юго-Восточной Азии, но в России они так и не достигли высокой стоимости, констатирует сооснователь Sports.ru Дмитрий Навоша. «РФПЛ стоит дешевле, чем румынская лига, и в десять раз дешевле, чем турецкая. Спортивные каналы были слабыми, поэтому большие ТВ-деньги в российский спорт так и не пришли»,— заключает он.

Мировые тенденции приходят на российский рынок с задержкой, добавляет исполнительный директор по развитию Rambler&Co Дмитрий Сергеев. «Проблема в том, что российских правообладателей волнует лишь то, кто им больше заплатит. Главное отличие от происходящего в этой сфере за рубежом в том, что во всем мире идет разворот в пользу разных сфер дистрибуции контента, все реже там правообладатели говорят об эксклюзивности прав. Модель переходит на два канала монетизации в онлайне — через подписку и по рекламной модели. Последнее объясняется численностью интернет-аудитории, которая уже настолько велика, что легко выдерживает и выигрывает конкуренцию с телевизионной»,— говорит он.

https://www.kommersant.ru/doc/3501270

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments