Опубликовано ср, 02/07/2025 - 15:43 пользователем Сергей Алтухов
Несколько важных решений и событий в мировом и российском спорте, состоявшихся в июне, обращают на себя внимание резонансом и начальными формами проявлениями спортивной политики в стране. Привычные для многих реалии жизни и спортивной деятельности, когда есть начальство, и оно лучше знает, что и как делать, постепенно сменяется представлением, что это не совсем так. Постоянный автор Forbes Sport директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ профессор Сергей Алтухов пытается определить невидимую грань, разделяющую спортивную политику и регулирование спортом в контексте поступающих новостей.
Все мы хорошо помним, каким ярким и громким на заявления выдалось прошлое лето в сфере спортивной политики и управления спортом в России после назначения министром спорта Михаила Дегтярева. Тогда привычные проблемы кадров, бюджета, календаря, образования, системы подведомственных учреждений для новой команды управленцев перезагрузились и продолжились структурным укрупнением спортивных федераций, заявлением о создании «по поручению президента» Национального спортивного фонда для «удержания» части прибыли букмекеров «на развитие спорта» и увенчались назначением Дегтярева президентом Олимпийского комитета России с надлежащими международными полномочиями. Начавшееся лето, похоже, также обещает быть нескучным и интригующим в этом отношении. И не только потому, что некоторые проблемы из повестки прошлогоднего лета остаются актуальными и ждут своего решения, но и потому, что происходящие события и назначения нуждаются в осмыслении и касаются огромного числа людей, связанных со спортом.
Во флотской практике службы одной из самых популярных команд является «Осмотреться в отсеках!» Все члены экипажа при поступлении этой команды должны внимательнейшим образом посмотреть, понюхать, послушать, потрогать вокруг себя все, чтобы убедиться, что все штатно, и после этого доложить «Замечаний нет!» В случае, если что-то вызывает сомнения или подозрения, нужно сообщить об этом в центральный пост. Нечто похожее происходило в оргструктуре российского спорта перед заседанием Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта в Уфе 17 октября 2025 года. Замечаний в «центральный пост» поступило очень много, даже президент России добавил историю о подкатках юных хоккеистов, как вы помните. Обобщенная картина всех поступивших предложений и комплексный анализ ситуации указывали на то, что управление спортом есть, а управляемости спортом нет. А уж политический разворот на восстановление позиций России в международном спорте и олимпийском движении мы до сих пор не можем осмыслить, поскольку изменения структуры мирового порядка не дают четкой определенности и завершенности в формировании новых отношений.
Мы начнем разговор с определения разницы между политикой и управлением в российской практике и попытаемся объяснить происходящее в историческом аспекте. Безо всяких оценочных характеристик нужно представить себе, что в России (а чуть ранее – в Советском Союзе) значения слов «политика» и «власть Кремля» были очень близки и дополняли друг друга по смыслу. Даже если речь будет идти о промышленной политике, научно-технической политике, культурной политике и пр. присутствие Кремля подразумевается по умолчанию. Кроме того, трудности перевода слов «государство», «правительство», «политика» в разных языках общеизвестны, и они создают определенные сложности при использовании тех или иных процессов и передачи смыслов. И при подготовке публикаций на английском языке эти детали рекомендуется дополнительно вычитывать.
Спортивная политика России, как самостоятельная сфера деятельности, не выходила на передний план в международной политике, в национальной политике и не смогла обзавестись своей корневой системой развития и набором академических исследований по целому ряду причин. Власти всегда был очень нужен спорт, его герои, победы и достижения «наших» против «ненаших». А философ Зигмунт Бауман считает, что «спортивные соревнования, возможно, являются последним символическим средством, оставленным национальному государству и понятию общества».
Вместе с тем, место спорта в логике жизни, основанной на духовных ценностях, которые формируют политические цели и задачи, определяющие экономические механизмы и средства воспроизводства, до сих пор не определено. Государственные ресурсы в объеме около 500 миллиардов рублей ежегодно, которые были предусмотрены государственными бюджетами разных уровней на физическую культуру и спорт, так и не привели к созданию отраслевой экономической структуры спорта, отраслевого Росспортнадзора для контроля за соблюдением законодательства в отрасли, и осмыслению статуса спорта в российском обществе. Это факт, как говорится, медицинский.
Сложилась очень удобная конфигурация для понимающих людей, когда спорт находится «на стыке» с медициной, образованием, строительством, инновациями, телекоммуникациями, культурой, туризмом и пр., не являясь де юре самостоятельной отраслью. При этом у многочисленных видов спорта есть свои негосударственные правообладатели, своя экономика, регуляторы, правовые нормы, рынки труда и своя большая жизнь. Но при этом уровень контроля ограничивается проверками Счетной палаты РФ.
Высшим органом управления этой огромной социальной системой является «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта», принимающий стратегические решения в отношении развития данной сферы. Для сравнения, в 1956 году по распоряжению Президента США Д. Эйзенхауэра был создан «Президентский совет по спорту, фитнесу и здоровому питанию». Как видим, достижение схожих целей на государственном уровне предполагается разными инструментами и в рамках разной политики. Разбалансировка государственной спортивной политики обнаружилась только тогда, когда начались международные проблемы у нашего спорта. Стало очевидным, что на горизонтальном уровне отношений отечественная институциональная система спорта оказалась бесполезной для обсуждения и поиска решений в ситуации спровоцированных конфликтов и изменения приоритетов. Подтвердилась та самая потеря управляемости, которую иногда комментировали члены МОК из числа российских граждан и все.
Что касается формирования спортивной политики, то в международной практике эта деятельность является частью управления и преподается в учебных программах по спортивному менеджменту. Согласно определению, управление спортом (governance in sport) - это осуществление власти и полномочий в спортивных организациях, включая разработку политики, определение организационной миссии, членство в оргструктуре, соответствие требованиям, а также регулирующие полномочия в рамках соответствующих местных, национальных или международных полномочий организации. Управление осуществляется (сверху вниз) на политическом уровне, на системном уровне и на организационном уровне. Таким образом, соблюдение внутренней политики, внешних систем регулирования и формального верховенства права является важнейшим элементом практики управления, который гарантирует, что поведение и деятельность спортивных организаций соответствует нормативным стандартам и механизмам саморегулирования. Одним из важнейших элементов на политическом уровне является принцип управления, а не прямого контроля. Это принципиально важно.
Мы обращаем внимание на эти положения, потому что все вышеупомянутые проблемы отечественного спорта декларативно связаны общим контекстом решения «новых задач», но не выходят на уровень реформирования всей системы. Проще говоря, спортивную реформу в России никто не провозглашал (по понятным причинам), но по факту мы являемся свидетелями радикальных изменений в модели управления и декомпозиции всей руководящей спортивной вертикали, которые, на наш взгляд, имеют общую природу. И логику предлагаемых решений важно понимать.
Не все коллеги обратили внимание, что основным стратегическим документом с недавних пор стала комплексная государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». У нее нет временных показателей до 2030 года или каких-либо других. Это документ оперативных действий. Обращаем ваше внимание на цитаты вице-премьера Дмитрий Чернышенко, которые, по нашему пониманию, несут в себе контекст целеполагания спортивной политики страны.
«Нам необходима инвентаризация всей спортивной инфраструктуры. Нам необходима полнота данных, чтобы принимать эффективные решения. Чтобы принимать их не по наитию. Бюджетные средства мы видим, а вот внебюджетные должны изучить… Министерство спорта и российский спортивный фонд обеспечат эту работу».
«Всё будет зависеть от того, насколько новый президент МОК будет реализовывать свои ранее озвученные намерения. Она находится под огромным давлением недоброжелателей, но будем надеяться. Когда она официально вступит в должность, я думаю, встречи пройдут. Минспорта над этим работает».
«Для достижения показателей госпрограммы необходима оценка вклада каждого региона в развитие спорта, выявление лучших практик и их распространение по всей стране».
Эти тезисы дают представление о логике и векторе развития спорта. Кроме того, принятие новой стратегии или программы развития всегда сопровождается созданием новой структуры для реализации положений и плана мероприятий. В этом контексте кадровые решения и изменения статуса подведомственных учреждений являются понятными и обоснованными. Центр спортивной подготовки сборных команд России, созданный для обеспечения подготовки и деятельности спорта высших достижений, последние три года не может работать на уровне проектных мощностей и осваивать бюджет. Конечно же, это вызывает целый ряд проблем и замечаний аудиторов. ЦСП в современных условиях массового отстранения российских атлетов от международных стартов утратил свое первоначальное значение - обеспечивать сервисы для спортсменов. Колоссальные средства, предназначенные для этого, освоить невозможно. С этим связано заявление зампредседателя Счетной палаты Галины Изотовой о том, что за 2024 год исполнение бюджета по доходам составило 5,4 млрд руб., или почти 149% от прогноза 2024 года. Основными причинами перевыполнения прогноза она назвала остатки субсидий по итогам 2023 года. Это ненормально. Поэтому для решения задач государственной комплексной программы вполне возможно изменение бизнес-модели и модели финансирования подготовки членов сборных команд.
Управление в хоккейной системе также требует балансировки для решения задач восстановления в международном календаре. И мы это уже обсуждали. Преподнесенная как сенсация отставка главного тренера хоккейного клуба СКА и его переход на новую должность в хоккейный клуб «Динамо», хоть и является заметной историей на спортивном рынке труда, ничего революционного в себе не несет, а лишь подтверждает действие «Принципа Питера». Принцип Лоуренса Питера основан на том, что в любой иерархической системе сотрудник продвигается по службе до тех пор, пока не достигнет уровня своей некомпетентности. Иными словами, человек, успешно справляющийся со своими текущими обязанностями, будет повышен до более высокой должности, где он, в конечном итоге, окажется не в состоянии выполнять свои новые обязанности эффективно. Невозможно оставаться компетентным вечно.