«Дайте крупный план грустных спартаковцев!» Как снимали дерби

Championat.com внимательно проследил за работой телевизионщиков на мосоковском дерби Спартак - ЦСКА и рассказывает, каких усилий стоит показ центрального матча в Москве. Репортаж из Передвижной телевизионной станции, комментаторских кабин, раздевалок команд и т.д. Полезно почитать всем, кто до сих пор уверен, что российские журналисты и операторы работают хуже, чем западные коллеги.

— Внимание, 10 секунд до эфира! – после этой фразы заставленная мониторами комната передвижной телевизионной станции (ПТС) ненадолго замирает, после чего жизнь в ней начинает бурлить с такой силой, что всё там происходящее напоминает высокотехнологичный муравейник.

Снаружи ПТС представляет собой огромный грузовик с телевизионными антеннами на крыше, припаркованный у одной из трибун стадиона. Внутри это небольшая комната, с ног до головы напичканная компьютерами, пультами, мониторами и прочей электроникой, с помощью которой картинка разлетается по телеприёмникам в ваших квартирах, офисах и дачах. В центре студии установлены часы, под ними – огромный пульт, которым управляет главный продюсер трансляции, а рядом с ним сидят ещё 8-10 человек, в реальном времени подготавливающие картинки с разных камер, которые по сигналу отправляются в эфир.

— Есть неудачный финт Глушакова крупным планом, даём? – раздаётся из-за стола, заставленного четырьмя мониторами.

— Какая камера? – тут же уточняет режиссёр.

— Пятая.

— Пятая камера, приготовиться! Мотор! Что дальше? Где другой повтор?

— На восьмой!

— Восьмая камера, приготовиться! Мотор! После выводим общий план!

.

Фото: Леонид Волотко, «Чемпионат»

Проходит несколько минут, и финты Глушакова остаются за кадром. Причём как в прямом, так и в переносном смысле. В течение 19 минут Таски, Ерёменко и Тошич подкинули телевизионщикам столько хлопот, что разгребать пришлось до перерыва.

— Замедленный повтор гола готов? – слышится голос из-за пульта.

— Третья камера, — отвечают за соседним столом.

— Третья камера, мотор!

— Четвёртая и шестая на подходе, — подсказывают из-за угла.

— Четвёртая, мотор! Шестая, приготовиться!

Повторы нужно уместить прямо в трансляцию во время пауз, чтобы не прозевать события в прямом эфире. Но с паузами-то и напряжёнка: к 30-й минуте ЦСКА упаковывает третий мяч, и помимо повторов нужно передать эмоции тренеров, игроков и VIP-персон, за которыми всё это время следят отдельные камеры.

— Дайте крупный план грустных спартаковцев, — командует режиссёр, и в течение следующих 10 секунд на экран выводятся растерянные лица Таски, Брызгалова и Чельстрёма.

— Есть Федун! Седьмая камера!

— Мотор! Затем сразу выводим тренеров! Слуцкий уже есть, где Якин? 21-я камера, где Якин?! – режиссёр трансляции переходит на крик, и в следующую секунду на одном из мониторов видно, как перепуганный оператор спешно пытается выхватить крупный план главного тренера «Спартака»… Но никак не может найти швейцарца. – Да нет его на кресле, он уже на бровке стоит! 21-й, соберись!

.

Фото: Леонид Волотко, «Чемпионат»

Вкратце всё это выглядит примерно так. Только длится не пару минут, а на протяжении нескольких часов, в течение которых идёт трансляция, которая с недавних пор стала интерактивной. Рядом со мной в ПТС всё это время находится человек, внимательно фильтрующий вопросы, поступающие в «твиттер» «Лиги ТВ».

— То есть комментатор тоже мониторит соцсети? – спрашиваю я.

— Нет, его задача – оперативно давать ответы на самые интересные вопросы, которые я отбираю и присылаю ему в Whats`app. — Вот смотри.

Произнеся это, мне дают в руки смартфон, где открыто окошко переписки с Денисом Казанским. Как только в нём зажигается галочка «прочитано», из динамиков раздаётся голос комментатора, который тут же начинает отвечать на присланные вопросы зрителей.

Полноценный эфир центрального матча растягиваются на несколько часов. Это не только два тайма по 45 минут плюс перерыв, но и включения на стадион в программе «Разогрев» («Спартак» — ЦСКА начали играть в 13:30 – к этому моменту корреспондент на бровке дважды появлялся на экране: в 12:10 и 12:50). Более того, эфир на телеканале «Наш Футбол» стартует за 15-20 минут, в течение которых телевизионщики показывают зрителю предматчевые заготовки вроде тех, что были впервые использованы в дерби. Речь о съёмке из командных автобусов и включении в трансляцию не только их приезд на стадион, но и отъезд с тренировочной базы или отеля, а также весь путь до арены.

— Эта «фишка» действительно была реализована впервые, — рассказывает генеральный продюсер «Лиги ТВ» Артём Шадров. – ЦСКА разрешил установить камеры в салон автобуса и снять их отъезд из Ватутинок, а «Спартак» — из отеля, в котором жила команда перед игрой.

— Сколько всего камер было задействовано на матче и когда вся техника завозится на стадион?

— Дерби снимала 21 камера, включая «квадрокоптер», «паук», super-slow и всё остальное, что на сегодняшний день существует на этом рынке.

.

Фото: Леонид Волотко, «Чемпионат»

«Паук» развешивается между трибунами за два дня до матча. ПТС и вся остальная техника заезжает на стадион за сутки, так что в 9 утра мы полностью готовы к работе. Начинаются съёмки раздевалок, поля, предматчевого антуража.

— 21 камера по сравнению с показом Лиги чемпионов – это много или мало?

— Если брать матчи в Барселоне или Мадриде – это меньше (там количество камер достигает 38 единиц). Если же сравнивать с трансляциями Лиги чемпионов, но из России – больше.

— Матч «Спартак» — ЦСКА способствовал первому аншлагу в истории «Открытие Арены». Телевизионщикам новый стадион даёт какое-то преимущество? Судя по тому, что я подглядел со стороны, – показ перформанса, съёмка с вертолёта, крупные планы, — картинка выглядела круто.

— К сожалению, на сегодняшний день таких стадионов очень мало. «Открытие Арена» изначально сделана только под футбол, поэтому работать на ней идеально – она прощает многие телевизионные огрехи, которые не прощают многие другие стадионы. Имею в виду наполнение картинки, план. Кадр ведь всегда должен быть наполнен болельщиками, футболистами – он не может быть полупустым или кривым. А работая на некоторых стадионах, куда зрители не особо-то и ходят, приходится всегда следить за тем, чтобы в кадр попадало как можно меньше пустых кресел, а также той разрухи, которая существует на наших стадионах. В этом смысле в Тушино проблем не бывает. Чем больше будет таких же современных стадионов, тем для телевидения будет лучше.

Источник: «Чемпионат»

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments