Практические проблемы, связанные с принятием нормативных актов о спорте

В контексте положений доклада Сергея Алтухова "Публичное управление и особенности экономики спортивной отрасли в России", который состоялся 6 апреля 2017 года на XI Международной практической конференции "Правовое регулирование экономики спорта" в МГЮА имени О.Е. Кутафина, представляется важным уточнить современные концепты определений объекта управления "спорт" и "физическая культура", а также провести инвентаризацию состояния и регулирования спортивных рынков, оценку эффективного использования инвестиций в спорт, правовую оценку принимаемых решений органами публичного управления спортом в России и проанализировать существующие практики передовых спортивных держав. Сегодня мы предлагаем вам взгляд на эту проблему юриста  Сергея Юрлова.

Отечественное спортивное законодательство состоит из Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", иных федеральных законов (в том числе кодексов, например, Трудового кодекса РФ), а также нормативных актов министерств и ведомств. Разумеется, большинство таких подзаконных актов принимаются Министерством спорта РФ как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта. Все нормативные акты должны приниматься по определенной процедуре, установленной законодательством Российской Федерации.

В статье будет рассмотрена практическая проблема, связанная с порядком принятия нормативных актов, которые затрагивают права и законные интересы спортсменов. Среди таковых следует выделить нормативные акты, утверждающие Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию (далее - ЕВСК) по определенному виду спорта, а также вносимые в нее изменения и проекты положений, регламентов и иных нормативных документов о соревнованиях и отборе спортсменов в сборные команды.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Постановление N 1009) "государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера".

Как было указано, ЕВСК и иные принимаемые нормативные акты напрямую затрагивают права и законные интересы спортсменов. Например, ЕВСК по плаванию [2] представляет собой совокупность норм (определенные временные промежутки на каждом из видов программы, например, норматив 1 мин. 5 сек. на 100 м брасс) и порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Спортивные разряды и звания присваиваются в случае выполнения норм. Внесение корректировок в ЕВСК напрямую затрагивает права и законные интересы спортсменов, так как такие изменения устанавливают, как правило, более сложные для выполнения нормы, а также могут модернизировать (видоизменять) существующий порядок и правила присвоения спортивных разрядов и званий.

Государственная регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ. Согласно п. 11 Постановления N 1009 государственная регистрация нормативного правового акта включает правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации; антикоррупционную экспертизу этого акта; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Следует учитывать, что нормативный акт может быть признан не нуждающимся в государственной регистрации. В соответствии с подп. "б" п. 1 Приказа Минспорттуризма России <1> от 24.03.2011 N 232 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" (далее - Приказ N 232) [3] нормативные акты "вступают в силу со дня признания их Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу".
--------------------------------
<1> По состоянию на актуальную дату переименован в Минспорта России.

Таким образом, на основании Постановления N 1009 и Приказа N 232 можно сделать вывод о том, что каждый нормативный акт, предусматривающий внесение изменений в действующую ЕВСК, подлежит направлению в Минюст России для решения вопроса о необходимости государственной регистрации.

Нам довелось испытать на себе нарушение описанного выше порядка. Так, в 2012 году в подводном спорте сложилась следующая проблемная ситуация. 13 марта 2012 г. был принят Приказ Минспорттуризма России N 191 о внесении изменений в ЕВСК по виду спорта "подводный спорт" (далее - Приказ N 191). Данный документ не прошел должной процедуры в Минюсте России, т.е. не был признан не нуждающимся в государственной регистрации и не был зарегистрирован, соответственно, не обрел юридической силы. Из-за прямого несоблюдения данного порядка возникла коллизия: спортсмены одной из сборных команд по подводному спорту подготовили комплекты документов на представление к присвоению спортивного звания "Мастер спорта России", но при их подаче выяснилось, что на следующий день после окончания соревнований на официальном сайте федерации по данному виду спорта появился Приказ Минспорта России об изменении норм и требований, датируемый двумя неделями ранее начала состязаний, и спортивная федерация выпустила протоколы в соответствии с новыми нормами и требованиями. Тогда спортсмены обратились в Минюст России с просьбой разъяснить дату вступления в силу Приказа N 191. В ответе ведомства было указано, что Приказ N 191 в Минюст России не поступал, хотя должен был. В Минспорта России такую ситуацию объяснили некой сложившейся практикой между министерством и спортивными федерациями по видам спорта о вступлении в силу такого рода приказов министра спорта с момента их подписания [1, с. 5].

Таким образом, в рассмотренном случае мы наблюдаем прямое нарушение прав спортсменов, которые, приехав на соревнования, ориентировались на определенные нормы, а уже при подаче документов на присвоение спортивных званий осознали, что федерация "провела" изменения в ЕВСК без чьего-либо ведома. Причем следует отметить, что такая практика сложилась во многих видах спорта. Согласно информации, полученной от должностных лиц спортивных федераций, такая практика существует как результат договоренности между спортивными федерациями и Минспорта России, между этими органами и Минюстом России.

Вместе с тем такая практика представляется порочной, нарушающей фундаментальные права спортсменов (в частности, на информацию о нормативных актах и документах), так как спортсмены заранее не знают о предполагаемых поправках, о дате вступления в силу последних, не могут оценить и прокомментировать их содержание и учитывать их при участии в соревнованиях.
К сожалению, не все спортивные федерации и сотрудники Минспорта России желают соблюдать правила, установленные Постановлением N 1009 и Приказом N 232. Это выражается в том, что спортивная федерация и Минспорта России, разработав проект приказа о внесении изменений в ЕВСК (или иной нормативный правовой акт), утверждают его, не направляя его в Минюст России для выполнения описанных выше положений Постановления N 1009 и Приказа N 232. При этом они считают такой акт действующим, т.е. придают ему юридическую силу.
Интересно, что регистрация нормативных актов в Минюсте России носит выборочный характер. Например, по каким-то непонятным причинам регистрируются не все изменения, вносимые в ЕВСК, хотя в последнее время такие акты <1> все же стали направляться, но в ограниченном объеме.
--------------------------------
<1> Согласно банку данных в основном регистрируются федеральные стандарты спортивной подготовки.

К сожалению, такая практика имеет широкое распространение. Согласно банку данных Минюста России [4] до настоящего времени не были проведены через Минюст России по описанной выше процедуре антидопинговые правила Всероссийского антидопингового агентства, которые напрямую затрагивают права спортсменов, но при этом они считаются действующими и на их основании осуществляется дисквалификация спортсменов. Однако мы понимаем, что юридически они не вступили в силу. Более того, данные правила не размещены ни на официальном сайте Минспорта России [7], ни на официальном интернет-портале правовой информации, как того требует Приказ N 232 [6].

Интересным является тот факт, что Приказ Минспорта России от 16.02.2015 N 128 "Об утверждении Перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте" был проведен через Минюст России и зарегистрирован в надлежащем порядке [8]. Данный факт еще раз подтверждает хаотичность регистрации и (или) проведения нормативных актов Минспорта России через предусмотренную процедуру. Непонятно, по какой причине сами правила не проходили такой процедуры, а перечень субстанций был зарегистрирован. При этом мы полагаем, что и первый, и второй акты напрямую затрагивают права спортсменов, так как влияют на их правовой статус (права и обязанности, дисквалификации, процессуальные вопросы).

Таким образом, в системе отечественного нормативного <1> регулирования спорта существует практическая проблема, связанная с нарушением порядка принятия подзаконных актов Минспорта России. Несоблюдение регламента утверждения таких документов ставит под сомнение юридическую силу последних и всех решений, принятых на их основании.
--------------------------------
<1> Нормативное регулирование спорта включает в себя правовое регулирование - нормативные акты, принятые законодательными органами Российской Федерации, и собственно нормативное регулирование - нормативные документы, принятые спортивными организациями.

Представляется, что Минспорта России (прежде всего в лице правового департамента), спортивные федерации должны обеспокоиться данной проблемой и принять все меры, направленные на нормализацию ситуации и полное соблюдение порядка принятия нормативных актов Минспорта России.

Спортсмен (или иной субъект спорта), установив нарушение порядка принятия нормативного акта Минспорта России, должен сообщить об этом факте в ответственную за тот или иной вид спорта спортивную федерацию, а также потребовать объяснений, которые должны быть предоставлены в письменной форме. Исходя из данного документа, спортсмен должен определенным образом влиять на предоставление того или иного документа, его оформление и т.п.

Необходимо обсудить создание нового государственного органа <1>, который контролировал бы процесс принятия нормативных актов, следил бы за их исполнением. Здесь следует согласиться с С. Алтуховым, одним из первых предложившим создать Росспортнадзор - специализированный надзирающий орган в сфере спорта [9]. Данный орган должен формироваться по модели Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
--------------------------------
<1> Концепция, функции и полномочия такого органа будут проанализированы в отдельной работе.

Список литературы

1. Кулик А.Е., Юрлов С.А. Право и спорт // ЭЖ-Юрист. 2012. N 30.
2. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/5507/.
3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113061/.
4. URL: http://minjust.consultant.ru/documents/search/?selauthorities=EB09F82C-7....
5. URL: http://minjust.consultant.ru/documents/search/?selauthorities=EB09F82C-7....
6. URL: http://pravo.gov.ru/.
7. URL: http://www.minsport.gov.ru/documents/?q=&number=1107&when=%3D&date=&text=.
8. URL: http://minjust.consultant.ru/documents/13844.
9. URL: http://www.sportdiplom.ru/blogs/sergey-altuhov/rossportnadzor-pn-0409201....

References

1. Kulik A.E., Jurlov S.A. Pravo i sport // Juridicheskaja gazeta JeZh-Jurist. 2012. N 30.
2. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/5507/.
3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113061/.
4. URL: http://minjust.consultant.ru/documents/search/?selauthorities=EB09F82C-7....
5. URL: http://minjust.consultant.ru/documents/search/?selauthorities=EB09F82C-7....
6. URL: http://pravo.gov.ru/.
7. URL: http://www.minsport.gov.ru/documents/?q=&number=1107&when=%3D&date=&text=.
8. URL: http://minjust.consultant.ru/documents/13844.
9. URL: http://www.sportdiplom.ru/blogs/sergey-altuhov/rossportnadzor-pn-0409201....

Источник: отрасли-права.рф

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments