Куда катится Формула 1?

Королевские гонки Формулы 1 прочно занимают лидирующие позиции в коммерциализации спорта и введении дополнительных требований, правил, регламентов и протоколов для повышения безопасности пилотов, членов команд и зрителей. Как ни странно, эти два раздела могут не только параллельно развиваться, но и дополнять друг друга. Сегодня разговор пойдет, в большей степени, про деньги. Коммерческие права и маркетинг. Иван Беликов вспоминает ключевые истории, связанные продажей и передачей акций и коммерческих прав на «Формулу-1».

1. ФИА отдает коммерческие права на «Формулу-1» Экклстоуну

За более чем 30 лет у руля «Формулы-1» Берни Экклстоун превратил некогда любительский вид спорта в шоу мирового масштаба, каждые две недели собирающее миллионы телезрителей по всему миру. Именно с его приходом были разделены коммерческие и спортивные права, появилось распределение доходов от телетрансляций и Договор согласия. Но путь Берни ко власти получился долгим и тернистым. Это сейчас кажется будто англичанин всегда возглавлял «Ф-1», но тогда, на рубеже 70-х-80-х годов все было иначе. Да, в лице исполнительного директора ФОКА (Ассоциация конструкторов «Формулы-1») он контролировал все внутренние финансовые вопросы, заручился поддержкой большинства команд, но коммерческая и спортивная власть была по-прежнему у ФИА, тогда еще называвшейся ФИСА. Берни был настроен решительно, ФИА во главе с Жаном-Мари Балестром не собиралась уступать позиции. В итоге столкновение интересов двух структур вылилось в ожесточенное политическое противостояние, длившееся несколько лет. Команды, входившие в ФОКА, требовали изменения технического регламента и пересмотра распределения доходов. ФИА, демонстрируя власть, меняла правила и запрещала те или иные решения, как, например, использование аэродинамических «юбок» на машинах. Едва не дошло до раскола чемпионата.

 

Разногласия были урегулированы лишь в начале 1981 года – 11 января на базе «Феррари» в Маранелло состоялось заседание с участием представителей всех команд, Экклстоуна и Балестра. Встреча длилась 13 часов и по ее итогам было достигнуто соглашение. Еще через полтора месяца в Париже был подписан Договор согласия. ФИА согласилась внести поправки в технический регламент и изменить схему распределения доходов, а ФОКА отныне могла заниматься коммерческой составляющей, вести переговоры по поводу проведения этапов.

Берни добился своего, став владельцем коммерческих прав, хотя никогда и не признавал, что для этого пришлось пройти политическую войну:

«Я никогда не воевал с Балестром. Я – бизнесмен. А война – это выдумка журналистов».

2. Создание холдинга SLEC

В недавнем интервью F1 Racing Экклстоун рассказал, о чем жалеет больше всего за годы работы в «Формуле-1»:

«Вероятно, жалею о том, что передал часть акций жене, а она вложила их в траст. Теперь их не вернуть, и это вызывает самое большое сожаление».

В 1996 году Берни в рамках подготовки к выходу акций на IPO основал холдинговую компанию SLEC, собрав под одной крышей все коммерческие структуры, коих к тому времени образовалось уже немало: Formula One Group, управляющая компания Formula One Management (FOM), владеющая всеми коммерческими правами на «Формулу-1» Formula One Administration (FOA) и Formula One Licensing BV, обладающая правами на логотип и все прочие атрибуты «Формулы-1». Контрольный пакет акций Берни оставил себе, а часть передал жене Славике, которая, как он рассказал, затем вложила акции в семейный Bambino Holdings, оформленный на дочерей.

Подобный ход привел к далеко идущим последствиям, причем не самым лучшим для Экклстоуна. Во-первых, контрольный пакет акций оказался в третьих руках и Берни едва не потерял власть. Ну а во-вторых, развод с женой Славикой и раздел гоночной империи обошелся Берни в кругленькую сумму – 1,2 млрд долларов.

3. Продажа «Формулы-1» Лео Кирху

В 2001 году Берни Экклстоун продал 75 процентов акций холдинга SLEC немецкому медиамагнату Лео Кирху, владельцу компании Kirch Media. По различным оценкам сделка обошлась на сумму от 1,8 млрд до 2 млрд долларов. Но Берни не был бы сам собой, если бы даже при оставшихся 25 процентах акций не смог контролировать все коммерческие дела в «Формуле-1». Кирх, в свою очередь, по факту ставший новый владельцем, взялся за самый лакомый кусок – трансляции «Королевских гонок». Одна из его главных идей заключалась в создании отдельного платного телеканала с новым уровнем показа. В теории Кирх должен был озолотиться, да вот только проблема – болельщики не с слишком большим энтузиазмом восприняли платные трансляции. В итоге идея провалилась, а медиамагнат, кстати, пытавшийся проделать то же самое с трансляциями чемпионата мира по футболу в Японии и Корее, потерпел громкое фиаско – в 2002 году компания Kirch Media была признана банкротом. Но что было хуже всего для Берни – те самые 75 процентов акций SLEC достались трем банкам – Bayerische Landesbank, Lehman Brothers и JP Morgan Chase, которым Кирх задолжал в общей сложности 1,6 млрд долларов.

Экклстоун продолжал контролировать финансовые потоки в «Формуле-1», но неожиданная смена владельцев была для него словно кость в горле. Банки были недовольны огромным влиянием Берни на управление SLEC и стремились войти в совет директоров, дошло в итоге до судебного заседания, правда к результату это не привело.

«Я понимаю, что банкам не нужен контроль над «Формулой-1». Они просто хотят избавиться от принадлежащего им пакета акций. И все, что происходит, имеет одну цель – получить за бумаги нужную им цену», – заявил Берни.

4. Продажа акций «Ф-1» компании CVC

Главная проблема банков заключалась в том, что они оказались не в состоянии найти покупателя акций. Понимая это, Экклстоун решил самостоятельно привести нового владельца, которым в итоге оказался инвестиционный фонд CVC Capital Partners. В 2005 году за 756 миллионов долларов были выкуплены 48,2 процентов акций, принадлежавшие Bayerische Landesbank. Еще 14,1 процентов CVC приобрела у Lehman Brothers в марте 2006-го. Кстати, именно с этого и началась скандальная история с дачей взятки Экклстоуном немецкому банкиру Герхарду Грибковски, который получил 44 млн долларов в обмен на то, что порекомендовал правлению Bayerische Landesbank согласиться на продажу коммерческих прав «Формулы-1».

Но как бы там ни было, «Ф-1» получила нового владельца. При этом Берни Экклстоун мог быть доволен – по договоренности с CVC он остался во главе и продолжил заниматься своими насущными делами, в то время как CVC не вмешивалась в процесс управления.

В настоящее время распределение акций выглядит следующим образом: 35 процентов у CVC, всего 5 у Берни, остальные распределены между различными инвестиционными компаниями – Waddell & Reed, BlackRock, Norges Bank.

5. Возможная продажа акций в 2015 году

В конце июня нынешнего года стало известно, что компания американского миллиардера, владельца команды НФЛ «Майами Долфинз» Стивена Росса при содействии катарского Qatar Sports Investments, которому принадлежит футбольный клуб «Пари Сен-Жермен», могут выкупить 35,5 процентов акций у CVC Capital Group. По слухам, стоимость сделки составит 7-8 млрд.

Пока никакой официальной информации не поступало, но Берни Экклстоун подтвердил, что вероятность продажи акций CVC существует:

«Работа CVC – покупка и продажа компаний. Они довольны «Формулой-1», а Дональд Маккензи не собирается продавать спорт, но их бизнес – продажа, и все имеет цену».

Сам Берни не раз давал понять, что если CVC избавится от акций, то он продаст и свою долю. Значит ли это, что Экклстоун уйдет?

«Похоже, что Берни может остаться в «Ф-1», если продажа состоится, но не обязательно в качестве главы исполнительной власти», – пишет в своем блоге известный британский журналист Джеймс Аллен.

К чему приведет смена владельцев? Наверняка, хуже, чем сейчас не будет. За 10 лет в качестве владельца «Формулы-1» CVC Capital Group окупила вложенные инвестиции в три, а то и в четыре раза, и примерно столько же получит при продаже. Но что фонд дал «Формуле-1» за это время? Ничего, кроме урона спортивному и коммерческому имиджу. Увеличение расходов, снижение уровня шоу, повышение стоимости на билеты и платы за проведение гонки, в результате чего под угрозой оказались этапы в Германии и Италии, и прочие проблемы, о которых в последнее время говорится ежедневно. Поэтому, может быть, приход новых владельцев, имеющих опыт работы в спорте, пойдет на пользу всем «Королевским гонкам».

Фото: Global Look Press/stf/dpa, imago sportfotodienst; REUTERS/Fabrizio Bensch; Gettyimages.ru/Paul Gilham; Global Look Press/Allen Eyestone/ZUMAPRESS.com

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments