Система судейства в фигурном катании

Система судейства в фигурном катании - это сложнейший механизм. Во время Гран При Кубок Ростелеком в Москве очень много вопросов возникло у молодых спортивных менеджеров относительно правил судейства. Эмоции были различными, а оценки отличались полярно. Анастасия Заварина, профессионально занимающаяся пляжными видами спорта, в свое межсезонье провела уникальное исследование, посвященное фигурному катанию. Восхитительному, уникальному и необыкновенному виду спорта. За что ей - огромное спасибо от имени всего спортивного сообщества!
 

Раньше в фигурном катании действовала «система 6.0» (ее иногда называют «старой системой»), она была введена в 1901 году Международным союзом конькобежцев (ИСУ). Выступление фигуриста оценивало нечетное количество судей, обычно их было 9, каждый из которых выставлял свою оценку. Потом выводилось среднее арифметическое, которое и становилось результатом. Каждый из судей делает две оценки:

  • в короткой программе за обязательные элементы и артистизм
  • в произвольной — за техническое исполнение и артистизм по такой шкале:
    • 0,0-0,9 — не исполнено
    • 1,0-1,9 — очень плохо
    • 2,0-2,9 — плохо
    • 3,0-3,9 — посредственно
    • 4,0-4,9 — хорошо
    • 5,0-5,9 — очень хорошо
    • 6,0 — безукоризненно

Причем, фигурист А находится выше фигуриста Б, если большинство судей ставит его выше по сумме баллов. Ничьи в короткой программе разрешают в сторону оценки за обязательные элементы (5,9+5,7 > 5,8+5,8), в произвольной — в сторону оценки за артистизм (5,9+5,7 < 5,8+5,8). Если всё ещё не удаётся определить, кто лучше, складывают баллы, отданные всеми судьями. Ранжировки по короткой и произвольной программе объединяют, при этом произвольная программа имеет больший вес.

Оценки носили относительный характер, а не абсолютный. По сути, задача судей была в том, чтобы сравнить сложности программ нескольких спортсменов, квалифицировать, какие элементы из заявленных выполнены, выставить штрафы за некоторые ошибки. Хотя и существовали какие-то формальные критерии для выставления оценок, величина оценки имела смысл только в рамках одного турнира, так как зависела не только от проката конкретного участника, но и от уровня прокатов конкурентов.

Но, тем не менее, всех все устраивало, пока не случился скандал на Олимпийских играх 2002 в Солт-Лейк-Сити (США), произошло событие, не имевшее прецедента за всю историю зимних Олимпийских игр. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (Россия) выиграли соревнования пар в фигурном катании, а пара из Канады получила серебряные медали. Но через пять дней канадской паре Джеми Сале и Давиду Пеллетье вручили второй комплект золота, после того как представители Канады устроили скандал и подали апелляцию, а североамериканские СМИ поддержали их.  Сговор судей получил огласку и широкое обсуждение. Не выдержав натиска, МОК и Международный союз конькобежцев пошли на пересмотр первоначальных результатов и вручили канадской паре второй комплект золотых медалей. В итоге золотыми медалями были награждены как россияне, занявшие первое место, так и канадцы. Кстати, китайская команда занявшая третье место на повторное награждение не явилась.

Этот случай привел к значительным изменениям. Предложение по реформе системы судейства было выдвинуто руководством ИСУ на конгрессе 2002 г. в Киото (Япония). Тогда участники конгресса (81 голосом против 16) поддержали предложение президента ИСУ Оттавио Чикуанты отменить шестибалльную систему оценок и компьютеризировать судейство, что, по его мнению, давало возможность добиться максимальной объективности. Новая система была призвана, чтобы уйти от принципа сравнения программ, и прийти к абсолютной оценке программы, независимой от прокатов других участников турнира.

Новая система была принята на состоявшемся в 2004 г. в голландском городе Швенингене 50-м конгрессе Международного союза конькобежцев. В июне 2010 г. 53-й конгресс Международного союза конькобежцев (ИСУ) внес в систему судейства некоторые изменения.

Новая судейская система (ISU New Judging System) впервые была опробована на этапах взрослой серии Гран-При сезона 2003/2004, а уже через год, в сезоне 2004/2005, она стала обязательной и была применена на всех крупных международных турнирах, начиная с сезона 2005/2006.

ИСУ заявляет, что преимущество Новой системы  в более детальной статистике по фигуристам и судьям. С одной стороны, это позволяет тренерам определить, за что ставят высокие оценки, и соответственно подготовить спортсмена, с другой — «вычислить» предвзятого судью и применить санкции. Поскольку у оценок нет верхней границы, перестали недооценивать фигуристов, катающихся первыми. Да и поклонникам фигурного катания стало удобнее: если нет возможности посмотреть соревнование в прямом эфире, они могут проанализировать протокол и смотреть выступления выборочно.

Суть новой системы состоит в том, что вместо выставления двух "общих" оценок (за сложность программы и "за представление") судейская бригада помимо общей оценки за технику выставляет также пять оценок за компоненты программы, каждый из которых оценивается по десятибалльной шкале: базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/исполнение и выразительность. Кроме того, оценки по новой системе выставляются отдельно за каждый технический элемент, перечень которых арбитры получают перед соревнованиями.

Каждому элементу фигурного катания приписывается определенная ценность, которая является постоянной и изменению (по крайней мере, в течение одного сезона) не подлежит.

В соответствии с Правилами по фигурному катанию на коньках, принятыми 53 конгрессом в 2010 г., судейская бригада состоит из следующих официальных лиц:

  • максимум 9 судей, выбранных из опубликованного списка судей и рефери (ISU list of Judges and Referees), которые составляют судейскую бригаду и судят соревнования.

Их главная задача – оценивание качество исполнения.

 

Федерации – члены ИСУ ежегодно представляют в ИСУ свои списки квалифицированных судей, рекомендованных для утверждения ИСУ.

Представители ИСУ, организующие международные соревнования, должны при составлении судейских бригад сделать всё возможное для обеспечения представительства в бригадах судей как можно большего числа стран участниц. Однако, ни одна страна не может иметь большинства судей в бригаде. В исключительных случаях, если количество присутствующих судей не достаточно для составления бригады, может быть использован один национальный судья принимающей страны при условии, что он обучен работе по Системе судейства ИСУ.

При составлении бригады для судейства соревнований по танцам на льду на международных соревнованиях, включающих также соревнования по одиночному и парному катанию, для включения в бригаду вначале рассматриваются судьи, которые имеют право судить лишь танцы на льду.

 

  • Рефери, или Главный судья - назначается с целью руководить бригадой, следить за ходом проведения соревнования в соответствии со всеми применимыми правилами ИСУ, заведует организационной стороной соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем.

Для синхронного катания назначается дополнительно ассистент рефери на льду.

Судьи и рефери сидят вдоль борта площадки, или на приподнятом подиуме в синхронном катании, и судят всё соревнование.

 

  • Технический специалист и ассистент - фиксируют элементы, недокруты, падения. Их назначают из списка технических специалистов, публикуемого ИСУ.

В задачи технического специалиста входит выявление индивидуальных элементов, представляемых фигуристом, и в соответствующих случаях определение их сложности. Во время соревнований все три технических специалиста занимаются тем, что опознают исполняемые фигуристами элементы и вводят их в компьютер, в то время как судейская бригада оценивает исключительно качество исполнения каждого отдельно взятого элемента и компоненты программы.

 

  • Технический контролер - контролирует работу технической бригады. Если у специалиста с помощником случается разногласие, технический контролёр становится решающим голосом. Также имеет право аннулировать запись элемента, сделанную техническим специалистом, если контролер считает, что элемент был идентифицирован неверно. Работа каждого из этих специалистов в последствии сверяется с аудио и видео записью соревнований.

  • Оператор ввода информации и оператор видеоповтора — находятся рядом с технической бригадой и ассистируют им (первый вводит их решения в компьютер, второй управляет системой видеоповтора).

Техническая бригада и контролер сидят отдельно от судей и обычно немного выше.

 

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ выглядит так:

Компания Swiss Timing – мировой лидер в области разработки и производства электронных систем судейства и хронометража для спортивных соревнований. Компания которая занимается технической поддержкой и программным обеспечением  ISU Судейской системы. Так как комплектации и оборудование достаточно дорогое, то компания предоставляется 3  комплекта (для проведения небольшого соревнования до олимпийских игр)

Процесс оценки выступления фигуриста выглядит следующим образом:

Каждая "секция" танца с заданным рисунком и каждый предписанный элемент короткой программы, произвольной программы, короткого и произвольного танца имеет определенную Базовую стоимость, занесенную в таблицу "Стоимости элементов" (SOV), публикуемую в Коммюнике ИСУ.

1. Технические специалисты определяют название каждого представленного элемента и уровень его сложности (если это необходимо). В соответствии с их решением элементу присваивается соответствующая сложность из SOV.

2. Каждый из судей в бригаде оценивает качество исполнения элемента и присуждает каждому элементу одну из семи градаций "Качества исполнения элемента" (GOE). Каждая градация имеет свое положительное (+) или отрицательное ( ) численное значение, приведенное в таблице SOV.

3. Общая оценка качества исполнения элемента получается путем вычисления усеченного среднего данных максимум девятью судьями, участвующими в определении результата. Для этого отбрасывается равное количество самых высоких и самых низких оценок, а из оставшихся вычисляется арифметическое среднее. Это число округляется до двух значащих цифр после запятой.

4. Общая оценка каждого элемента получается путем сложения базовой сложности элемента к общей оценке качества его исполнения.

Комбинация прыжков оценивается как один элемент путем сложения базовой стоимости включенных прыжков и оценки качества исполнения наиболее трудного прыжка.

5. Финальная оценка получается путем сложения общих оценок каждого отдельного элемента.

6. В произвольной программе одиночников оценка для всех прыжков, исполненных во второй половине программы, умножается на 1,1, чтобы поощрить равномерное распределение наиболее сложных элементов.

7. По окончании программы каждый судья также выставляет дополнительные оценки за представление программы. Это так называемые "Компоненты программы": базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/ выполнение и выразительность. Каждый из них оценивается по 10 бальной шкале с шагом 0,25. Для обязательных танцев этих компонентов только три: ритм, прокат и выразительность.

8. Общая оценка за каждый из критериев представления программы получается путем вычисления усеченного среднего судейской бригады.

9. Финальная оценка за каждый из критериев представления программы получается путем умножения усеченного среднего бригады на следующие коэффициенты: мужчины – 1,0 в короткой программе, 2,0 в произвольной; женщины и пары – 0,8 в короткой программе, 1,6 в произвольной. Таким образом, получается пять оценок за компоненты программы.

10. В случае нарушения общих правил применяются следующие штрафы:

за каждые лишние или недостающие 5 секунд снимается 1,0;

за использование музыки со словами (для пар и одиночников) снимается 1,0 (в танцах на льду музыка со словами допускается);

за использование запрещенных элементов снимается 2,0 за каждый элемент;

за использование предметов или неправильный костюм снимается 1,0.

11. Итоговый результат получается путем сложения общей оценки за элементы с пятью оценками за компоненты программы и с вычетом необходимых штрафов.

12. Результат соревнований вычисляется путем сложения итоговых результатов короткой и произвольной программ (обязательный танец, оригинальный танец и произвольный танец на льду). Участник, получивший максимальное количество баллов, занимает первое место, за вычетом снижений за все допущенные нарушения, следующий за высшим результатом получает второе место и так далее.

 

Протокол выступления выглядит следующим образом

 

 

Протокол Танца на льду

Система оценок аналогична одиночному/парному катанию, с такими отличиями:

Очки за технику.

Оценка за технику охватывает только сложные элементы наподобие твизлов, вращений, поддержек и дорожек шагов.

Обязательную танцевальную серию делят на два «элемента» со своими SOV/GOE. Уровень такого «элемента» (от 1 до 4) определяется количеством исполненных и сорванных шагов танца.

 

Очки за общее впечатление.

Пятая оценка называется Interpretation/timing и включает также попадание движений в такт танца.

Что в итоге видят зрители на табло:

 

 

Судьи также очень строго относятся и к костюмам.

  • Запрещено надевать излишне театральные костюмы и обнажающие значительную часть тела.
  • Мужчины обязаны быть в брюках. Они не могут выступать в костюмах без рукавов.
  • Женщины должны быть в юбках (или платьях).
  • Костюмы фигуристов должны быть прочными, а также должны подчёркивать замысел номера и его идею.
  • Во время соревнований костюмы спортсменов не должны включать никаких логотипов.
  • На всех чемпионатах за пределами льда, в зоне телевизионных интервью, во время тренировок фигуристы могут надеть костюм, на котором размещены не более двух логотипов спонсоров (за исключением производителей табака и алкоголя)

 

Как бы опасно не выглядели для зрителя элементы, исполняемые фигуристами есть список запрещенных.

  • – сальто;
    – прыжки навстречу партнёру;
    – каскады из 4 и более прыжков;
    – поддержки за запрещённые части тела;
    – поддержки с поворотом более 3,5 оборотов;
  • – вращательные движения, когда партнёр вращает партнёршу в воздухе вокруг себя, держа её за руку или за ногу; крутящие или вращательные движения, в которых партнёрша переворачивается, и её опорная нога отрывается ото льда; вращательные движения с хватом одного из партнёров за ногу, руку или шею другого партнёра;
    – раскрутки за руку или ногу, в которых партнёрша теряет контакт со льдом;
    – перевороты партнёрши в вертикальной плоскости;
  • – лежание на льду и длительное и/или стационарное нахождение на льду обоих колен спортсмена одновременно в любом месте программы;
    – злоупотребление поддержками, когда партнёрша значительную долю программы проводит на руках у мужчины, а не на коньках;
    – использование декораций, посторонних предметов.
  • За исполнение штраф 2,0 очка.
  • В танцах на льду, запрещены поддержки партнёрши выше головы партнёра, подкрутки, выбросы и другие акробатические элементы.

Анастасия Заварина

как судили в Барселоне - картинки http://www.sports.ru/tribuna/blogs/properlytwizzle/879781.html

источники:

http://www.swisstiming.com/Figure-Skating.507.0.html

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.aif.ru/olymp2014/dontknow2014/1104735
http://ria.ru/fs2011_mm/20110426/368069406.html

http://nnm.me/blogs/Le0nidy4/figurnoe-katanie-a-sudi-gde/

http://www.sport-line.ru/timing/schemes/

http://otvet-plus.ru/sp-fig-ocenka.htm

http://www.tulup.ru/elements/96/njs_general.html
 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments