Анализ эффективности финансирования спортивных мероприятий и реинжиниринг бизнес-процессов олимпийского наследия (на примере Олимпийских игр в Сочи)

SD: Сегодня мы предлагаем вниманию специалистов статью Сергея Алтухова и Владимира Агеева, подготовленную на основе сравнительного анализа методики и эффективности финансирования Олимпийских игр в Сочи и последующего реинжиниринга бизнес-процессов олимпийского наследия. Статья была опубликована в "Вестнике РЭУ имени Г.В. Плеханова" и вызвала определенный интерес у специалистов. После этого была подготовлена еще одна статья "Методика расчетов Чернышенко нуждается в корректировке перед ЧМ-2018", в которой эти исследования были продолжены.
Мы еще раз обращаем внимание на эти вопросы и проблемы, поскольку они не только не утратили своей актуальности, но и приобретают новое звучание в современной конфигурации экономики спорта в России и в глобальном мире.

Введение

Роль спорта в развитии экономики государств продолжает стремительно увеличиваться и показывает серьезные темпы роста. Доходы мировой спортивной отрасли и спортивной индустрии в 2014 году составят, по расчетам специалистов, 146,569 млрд. долларов США, при совокупном темпе годового роста в 12,5% [1]. Немаловажную роль в этом процессе играют страны БРИКС, и в том числе и Россия, показатели темпов роста спортивной отрасли в этих странах заметно превышают общемировые: 37,4% за 2014 год [1]. Таких высоких темпов развивающимся странам во многом удалось достигнуть за счет проведения крупнейших спортивных соревнований: Чемпионата мира по футболу в Бразилии и Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи.

Кроме Олимпийских игр Россия за последние десять лет провела у себя еще массу крупнейших спортивных соревнований: по два Чемпионата мира по фигурному катанию и фехтованию, Чемпионаты мира по гандболу, боксу, хоккею, прыжкам на батуте, художественной гимнастике, борьбе, биатлону, современному пятиборью, конькобежному спорту, легкой атлетике, дзюдо и гребле на байдарках и каноэ, Кубок мира по регби-7, летнюю Универсиаду и этап Гран-при Формулы-1.

Привлечение крупных спортивных мероприятий является частью «Стратегии 2020». Поэтому большое количество спортивных мероприятий Россия примет в ближайшие пять лет: Чемпионаты мира по шорт-треку, водным видам спорта, тхэквондо и фехтованию в 2015 году, Чемпионаты мира по хоккею и конькобежному спорту в 2016 году, чемпионаты мира по бобслею и художественной гимнастике в 2017 году, Чемпионат мира по футболу в 2018 году, зимняя Универсиада в 2019 году, этап Чемпионата Европы по футболу в 2020 году.

Важным вопросом прошедших и будущих спортивных мероприятий является оценка их экономической эффективности. В этой связи на общем фоне выделяются уже состоявшиеся Олимпийские игры в Сочи и предстоящий Чемпионат мира по футболу 2018 года. Два этих проекта являются самыми масштабными, как по финансовым затратам, так и по прикованному к ним вниманию. При проведении мирового футбольного форума необходимо учесть опыт Олимпийских игр, проанализировать те ошибки, которые были допущены при подготовке, и постараться избежать их через четыре года. Потому что Олимпийские игры в Сочи помимо радости от общей победы и положительного социального эффекта, принесли также и серьезный негативный эффект экономике страны и ее субъектам. Необходимо избежать повторения сочинских ошибок в новом проекте.

В настоящей статье мы проанализируем стоимость затрат на подготовку Олимпийских игр в Сочи, эффективность управления спортивными объектами и сопутствующей инфраструктурой, постараемся обосновать необходимость реинжиниринга бизнес-процессов на основании результатов инвестирования и реализации спортивных и инфраструктурных проектов кредитными организациями.  

 

1. Спортивные результаты с экономической точки зрения

Говоря об Олимпийских играх в Сочи, конечно, нельзя не сказать о прекрасном спортивном результате, достигнутом атлетами нашей страны. Россия по праву возглавила по итогам Игр неофициальный командный зачет, чего не происходило с нашими атлетами с 1988 года. Это, безусловно, получило положительный социальный эффект. Поскольку Россия показала себя в глазах всего мира и своих граждан не только прекрасным организатором, но и сильной спортивной сверхдержавой. Но у каждой медали, даже золотой олимпийской, есть вторая сторона. Оценивая экономический эффект от проведенной Олимпиады, необходимо отметить, что, исходя из затрат только на спортивные объекты (269 млрд. руб., расчет будет произведен ниже) стоимость каждой завоеванной медали составила 8,2 млрд. руб.

Рассмотрим выступление России на Олимпийских играх с помощью следующего показателя: соотношение завоеванных медалей к ВВП страны. Для расчетов были использованы данные по итогам 2013 года, предоставленные Международным Валютным Фондом [2]. Данные значения ВВП по тем странам, которые завоевали в Сочи медали любого достоинства (всего таких стран 26), мы разделили на 100 млрд. долларов США. Затем мы сопоставили общее количество завоеванных страной медалей и значение по ВВП. Полученный показатель характеризует, сколько медалей завоевала каждая страна на 100 млрд. долларов США своего ВВП.

Таким образом, чем значение данного показателя больше, тем выше «производительность» данной страны, и наоборот. Полученные результаты представлены в Таблице 1, состоящей из традиционных для общекомандного положения команд по медалям столбцов, которая была дополнена данными по ВВП этих стран и значением нашего показателя, по которому страны и были выстроены.

 

Таблица 1. Показатель «Завоеванные медали к ВВП страны»

Место по Показателю

Страна

Золото

Серебро

Бронза

Всего

Место по медалям

ВВП        2013 год (млрд. долл. США, МВФ)

Медали/(ВВП/100 млрд. долларов США)

1

Словения

2

2

4

8

16

47

17,06

2

Латвия

0

2

2

4

23

31

12,90

3

Белоруссия

5

0

1

6

8

72

8,37

4

Норвегия

11

5

10

26

2

511

5,09

5

Австрия

4

8

5

17

9

415

4,10

6

Чехия

2

4

2

8

15

198

4,04

7

Нидерланды

8

7

9

24

5

800

3,00

8

Швеция

2

7

6

15

14

558

2,69

9

Финляндия

1

3

1

5

18

257

1,95

10

Хорватия

0

1

0

1

25

58

1,72

11

Швейцария

6

3

2

11

7

651

1,69

12

Россия

13

11

9

33

1

2 097

1,57

13

Канада

10

10

5

25

3

1 825

1,37

14

Польша

4

1

1

6

11

516

1,16

15

Украина

1

0

1

2

20

178

1,12

16

Словакия

1

0

0

1

21

96

1,04

17

Южная Корея

3

3

2

8

13

1 222

0,65

18

Франция

4

4

7

15

10

2 737

0,55

19

Германия

8

6

5

19

6

3 636

0,52

20

Казахстан

0

0

1

1

26

220

0,45

21

Италия

0

2

6

8

22

2 072

0,39

22

Австралия

0

2

1

3

24

1 505

0,20

23

США

9

7

12

28

4

16 800

0,17

24

Япония

1

4

3

8

17

4 902

0,16

25

Великобритания

1

1

2

4

19

2 536

0,16

26

Китай

3

4

2

9

12

9 181

0,10

 

Итого Мир

99

97

99

295

 

73 982

0,40

Источник: составлена авторами

При всей условности данная таблица позволяет сделать определенные выводы.

Во-первых, отметим первые три места в таблице небольших стран, добившихся неплохих для себя спортивных результатов: Словения (17,06 медалей на 100 млрд. долларов США ВВП), Латвия (12,9), Белоруссия (8,37). Эти небольшие страны, несмотря на не самый высокий уровень ВВП, все равно добиваются достаточно значительных успехов в зимних видах спорта, что может свидетельствовать о грамотной экономической политике спортивного руководства этих стран.

Во-вторых, далее следуют страны, ВВП которых уже существенно больше, а спортивные результаты позволяют держаться в данной таблице наверху. Так, например, Норвегия заняла в общекомандном медальном зачете второе место, а по представленному показателю расположилась на также высоком месте – она четвертая (8,37 медалей на 100 млрд. долларов США ВВП). То, что в Норвегии умеют грамотно оценивать социально-экономические эффекты от проведения крупных спортивных мероприятий, подтверждает тот факт, что Норвегия отказалась от борьбы за проведения у себя Олимпийских игр 2022 года: по экономическим причинам и по итогам референдума, проведенного среди жителей Осло, где планировались Игры.

В-третьих, Россия в данной таблице расположилась только на 12 месте (1,57 медалей на 100 млрд. долларов США ВВП). Это, с одной стороны, говорит о том, что с таким экономическим потенциалом страна могла бы завоевать еще больше медалей, а с другой, если посмотреть на сопоставимые по величине ВВП страны, Россия одна из лидеров, и это еще раз подчеркивает тот высокий спортивный результат, которой удалось показать в Сочи.

В-четвертых, следует отметить, что страны с очень высоким ВВП, мировые лидеры США (23 место), Китай (последнее 26 место), Япония (24 место), Германия (19 место), Франция (18 место) заведомо имеют меньше шансов на то, чтобы завоевать достаточное количество медалей и оказаться среди лидеров по соотношению «завоеванные медали к ВВП страны». Однако именно эти страны, наравне с Казахстаном (20 место), Италией (21 место) и Великобританией (25 место), при прочих равных, можно отнести к главным неудачникам зимней Олимпиады, если подходить к этому вопросу с экономической точки зрения.

 

2. Стоимость затрат на подготовку Олимпийских игр в Сочи

Говоря об итоговой стоимости Олимпиады в Сочи, стоит сказать, что первоначальный бюджет Игр в 2007 году равнялся 314 млрд. руб. Но итоговая сумма затрат существенно превзошла изначально запланированную и составила 1,524 трлн. руб. (в 4,85 раза больше!). Таким образом, сочинская Олимпиада получилась самой дорогой в истории (как среди зимних, так и среди летних Игр). До этого рекорд принадлежал Олимпийским играм в Пекине в 2008 году – 40 млрд. долларов США (примерно 1,4 трлн. руб. по курсу на момент проведения Олимпиады в Сочи).

Распределение всех расходов и структуры, которые участвовали в финансировании олимпийского строительства, представлены на Рисунке 1. Значения были сформированы по данным, предоставленным «Олимпстроем» и газетой «Ведомости» [3, 4].

Рисунок 1. Сколько стоила Олимпиада, и кто ее строил (млрд. руб.).

Источник: составлен авторами по данным «Олимпстроя» и «Ведомостей»

Из общих расходов на Олимпиаду в 1,524 трлн. руб.: 269 млрд. руб. было потрачено на спортивную инфраструктуру (17,6%). Остальные средства примерно поровну были направлены на развитие города Сочи и на развитие городской инфраструктуры, непосредственно не связанной с Олимпиадой (по 41,2%).

Также представляется интересным отметить, что только 309 млрд. руб. расходов приходится на частных инвесторов (20,3%), а оставшиеся 1,215 трлн. руб. – это средства государственного бюджета или связанных с государством компаний (79,7%). Помимо этого существовала программа по поддержке частного бизнеса кредитами Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (сокращенно – ВЭБ). Суммарная стоимость этой программы составила 248,6 млрд. руб., и, таким образом, практически полностью покрыла все частные инвестиции Олимпиады!

Как видно из Рисунка 1, лидерами по общим затратам на Олимпийские игры стали ОАО «РЖД» – 359,1 млрд. руб. (23,6% от общих расходов) на все железнодорожное сообщение в регионе; ОАО «Газпром» – 224,1 млрд. руб. (14,7%) – затраты на Адлерскую ТЭС, газопровод «Джубга-Лазаревское-Сочи» и Лыжно-биатлонный комплекс «Лаура»; бюджет Краснодарского края – 169,1 млрд. руб. (11,1%) – на инфраструктуру региона.

Остановимся более подробно на спортивной инфраструктуре (269,1 млрд. руб.), для чего обратимся к следующей Таблице 2, где представлены все расходы на спортивную инфраструктуру, а также обозначено, как эти объекты использовались во время Олимпиады и как планируется их использовать сейчас, когда Игры закончились [3, 4, 5]. То есть речь идет о программе постолимпийского наследия.

Таблица 2. Олимпийские объекты Сочи-2014: стоимость, ответственные лица, дальнейшее применение.

Объект

Стоимость постройки   (млрд. руб.)

Застройщики

Инвестор

Владелец

Использование на Играх

Использование теперь

Стадион «Фишт»

19

«Ингеоком»

Олимпстрой

Краснодарский край

Церемонии Открытия/ Закрытия/ Награждения

ЧМ-2018 по футболу Реконструкция             до 2017 года                  (3 млрд. руб.)

Ледовый дворец «Большой»

10,1

НПО «Мостовик»

Олимпстрой

Краснодарский край

Хоккей

ХК «Сочи»

Ледовая Арена «Шайба»

3,35

УГМК Холдинг

УГМК Холдинг

Краснодарский край

Хоккей

Запланированный переезд невозможен; «Всероссийский детский спортивно-оздоровительный центр»

Керлинговый центр «Ледяной Куб»

0,97

НПО «Мостовик»

ООО «ИСК» Славобласть»           ВЭБ

ООО «ИСК» Славобласть»

Керлинг

План: переезд в   Ростов-на-Дону      Итог: переезд в Абхазию

Ледовый дворец спорта «Айсберг»

8,3

Краснодарский край

Олимпстрой

Краснодарский край

Фигурное катание Шорт-трек

Переезд либо форматирование под велотрек

Адлер-Арена

1,143

Инжтрансстрой

ОАО «Центр Омега»

Краснодарский край

Конькобежный спорт

Теннисный центр

Лыжно-биатлонный комплекс «Лаура»

53,556

ОАО «Газпром»

ОАО «Газпром»

ОАО «Газпром»

Биатлон             Лыжные гонки      Лыжное двоеборье

По назначению

Горнолыжный центр «Роза Хутор» и Экстрим-парк «Роза Хутор»

85,689

ХК «Интеррос»

ХК «Интеррос»       ГМК «Норникель»   ВЭБ

ХК «Интеррос»

Горнолыжный спорт       Фристайл        Сноуборд

По назначению

Трамплин «Русские горки»

77,2

ОАО «Сбербанк»

ОАО «Сбербанк»     ВЭБ

ОАО «Сбербанк»

Лыжное двоеборье Прыжки с трамплина

По назначению

Санно-бобслейная трасса «Санки»

9,789

НПО «Мостовик»

неизвестно

Краснодарский край

Бобслей              Санный спорт Скелетон

По назначению

ИТОГО

269,097

 

Источник: составлена авторами по данным «Олимпстроя», «Ведомостей», «Коммерсанта»

Из приведенной выше таблицы видно, что наиболее дорогими спортивными объектами Олимпиады стали Горнолыжный центр «Роза Хутор» 85,7 млрд. руб. (31,8% от всех расходов на спортивную инфраструктуру), Трамплин Русские Горки 77,2 млрд. руб. (28,7%) и Лыжно-биатлонный комплекс «Лаура» 53,6 млрд. руб. (19,9%).

Посмотрим на распределение государственных и частных инвестиций на спортивную инфраструктуру Игр. В первом приближении картина выглядит интереснее: 169,3 млрд. руб. пришлось на госбюджет или связанные с государством компании (62,9%) и 99,8 млрд. руб. – на частные инвестиции (37,1%). Но если вернуться к программе кредитования ВЭБа, то получится, что 73,4 млрд. руб. этих средств – заемные и фактически предоставленные государством (73,6% от стоимости кредитуемых объектов). Таким образом, реальное соотношение государственных и частных инвестиций на спортивные объекты в Сочи – 90% на 10%.

Рассмотрим теперь более подробно программу кредитования олимпийских объектов ВЭБа и попробуем оценить истинное соотношение государственных и частных затрат на Олимпиаду. Для этого обратимся к следующей Таблице 3, составленной по информации, опубликованной «Олимпстроем», газетой «Коммерсант» и Forbes [3, 5, 6].

Таблица 3. Олимпийская программа кредитования «Внешэкономбанка».

Объект

Компания

Владелец

Кредитные средства

Собственные средства

Итоговая стоимость

Сумма (млн. руб.)

Доля (%)

Сумма (млн. руб.)

Доля (%)

Сумма                    (млн. руб.)

Горнолыжный курорт «Роза Хутор»

ООО «Роза Хутор»

Владимир Потанин

72 774

85%

12 915

15%

85 689

Трамплин «Русские горки»

ОАО «Красная Поляна»

ОАО «Сбербанк России»

52 200

68%

25 000

32%

77 200

Основная Олимпийская деревня

ООО «РогСибАл»

Олег Дерипаска

22 300

88%

2 967

12%

25 267

Гостиничный комплекс Azimut

ООО «Топ проджект»

Виктор Вексельберг

14 377

92%

1 250

8%

15 627

Российский Международный Олимпийский Университет

ООО «Юниверсити плаза»

Владимир Потанин

12 386

90%

1 419

10%

13 805

Олимпийский парк развлечений «Сочи-парк»

ОАО «Сочи-парк»

Руслан Горелов

9 200

67%

4 600

33%

13 800

Международный аэропорт Сочи

«Базэл Аэро»

Олег Дерипаска

7 300

90%

800

10%

8 100

Гостиничный комплекс

ООО «Олимпплюс»

Арсен Каноков

7 210

91%

717

9%

7 927

Гостиница МОК

ЗАО «Отель девелопмент»

Аббас Алиев

4 900

69%

2 200

31%

7 100

Офисное здание для Оргкомитета Олимпиады

ООО «Итера-спортстрой»

Игорь Макаров

4 300

86%

689

14%

4 989

Порт Сочи Имеретинский

ООО «Порт Сочи Имеретинский»

Олег Дерипаска

3 800

63%

2 239

37%

6 039

Гостиница «Сочи-Плаза»

ООО «Сочи-плаза»

Ахмед и Магомед Билаловы

2 400

73%

900

27%

3 300

Гостиничный комплекс Bridge Resort

НПО «Мостовик»

Олег Шишов

2 000

59%

1 400

41%

3 400

Ледовая арена для керлинга

ООО «ИСК «Славобласть»

Александр Свищев

660

68%

310

32%

970

Остальные кредиты

 

32 793

69%

14 994

31%

47 787

ВСЕГО

248 600

77%

72 400

23%

321 000

Источник: составлена авторами по данным «Олимпстроя», «Коммерсанта» и Forbes

Отметим, что все проекты подразумевали наличие как кредитных, так и собственных средств. Из приведенной выше таблицы видны основные «должники» Внешэкономбанка:

 - структуры Владимира Потанина 85,2 млрд. руб. (34,3% от всей кредитной программы ВЭБа), расходы на Горнолыжный курорт «Роза Хутор» и Российский Международный Олимпийский Университет;

- ОАО «Сбербанк России» 52,2 млрд. руб. (21%), расходы на Горнолыжный трамплин «Русские горки»;

 - структуры Олега Дерипаски 33,4 млрд. руб. (13,4%), расходы на основную Олимпийскую деревню, Международный аэропорт Сочи и Порт Сочи Имеретинский.

Отдельно следует сказать о проекте Горнолыжного трамплина «Русские горки», который изначально предназначался к реализации компанией братьев Ахмеда и Магомеда Билаловых (Ахмед Билалов занимал прежде пост вице-президента ОКР), но после обвинений в нецелевом использовании выделенных кредитных средств, управление компанией ОАО «Красная Поляна» было передано в ведение ОАО «Сбербанк России». Банк является исполнителем по данному проекту и в настоящее время. В рамках нашего исследования мы рассматриваем этот проект как государственный, так как государство (в лице Центрального банка Российской Федерации) владеет долей в акционерном капитале банка – 52,32%.

Исходя из приведенных данных, вырисовывается картина, в которой доля кредитных средств, то есть государственных вложений в проекты, которые вошли в кредитную программу, составляет 77%. Доля собственных средств, следовательно, составляет 23%. Если рассматривать эти данные без учета кредита ОАО «Сбербанк России», то соотношение несколько изменится – 81% на 19%.

Таким образом, среди всех расходов на Олимпийские игры доля частных инвестиций, по нашим расчетам, составила 9,5%, или 145,4 млрд. руб. То есть, на каждый вложенный рубль собственных средств приходилось 10 рублей, вложенных государством либо напрямую через госбюджет, либо с помощью компаний, подконтрольных государству, либо в виде кредитов, предоставленных государственным банком «Внешэкономбанк».

 

3. Программа постолимпийского наследия

Существенной проблемой для экономики страны станет программа олимпийского наследия, как спортивных объектов инфраструктуры, так и всей олимпийской темы. Обратимся к спортивной части вопроса. В Таблице 3 мы отметили, как в настоящее время  используются построенные спортивные объекты. На некоторых из них решение об изменении изначального плана эксплуатации было вызвано реинжинирингом бизнес-процессов на этих объектах.

20 сентября 2014 года сразу два специализированных центра спортивной подготовки – теннисная академия и школа фигурного катания – открыли свои двери для молодых спортсменов. Олимпийские чемпионы Сочи Максим Траньков и Татьяна Волосожар будут готовить на базе ледового дворца не только новую спортивную смену, но и проводить здесь соревнования международного уровня.

Конькобежный центр «Адлер-Арена» радикально сменил первоначальное назначение. Вместо ледового поля здесь смонтировали 9 теннисных кортов, а еще 15 кортов разместили снаружи. Реинжиниринг был произведен и в самом комплексе, и в бизнес-процессах. Многолетние теннисные традиции в Сочи, связанные с именами Марии Шараповой и Евгения Кафельникова, позволяют с оптимизмом смотреть на создание такой бизнес-модели на «Адлер-Арене».

В Олимпийском парке Сочи начал работу «Всероссийский детский спортивно-оздоровительный центр». На базе малой ледовой арены «Шайба» молодые хоккеисты из разных регионов проводят спортивные соревнования и тренировочные занятия, которые чередуются с общеобразовательными программами и культурными блоками. До конца 2014 года центр примет шесть смен общей численностью 1,2 тысячи человек. Начиная с января 2015 года, число молодых атлетов должно возрасти до 350 человек в смену.

Эти изменения, в большей степени, снова связаны с государственной поддержкой и похожи на авральный вариант решения проблемы программами развития детского и юношеского спорта в России.

Стадион «Фишт» должен стать ареной Чемпионата мира по футболу 2018 года. Для этого, в соответствии с требованиями ФИФА, требуется еще три года на реконструкцию и 3 млрд. руб. расходов.

Судьба части объектов не определена до сих пор. При этом следует помнить, что бюджетные организации, на баланс которых поставлены эти спортсооружения, должны нести расходы на их содержание, а 1 января 2015 года заканчиваются налоговые льготы для олимпийских объектов. Как результат, содержание олимпийских объектов в ближайшие три года по различным оценкам обойдется российскому бюджету в 7 млрд. долларов США (287 млрд. руб.) [7].

Похожая картина складывается и с городской инфраструктурой.

Новый гостиничный фонд, оставшийся после Олимпиады, составляет 35 гостиниц на 20 тыс. номеров уровня 3-5 звезд. Общий номерной фонд был доведен до 57 тыс. номеров. Это уже существенно больше, чем в Москве – 41,3 тыс. По прогнозам властей города Сочи, этот фонд позволит Сочи обслуживать 4,5-5 млн. туристов в год. В 2013 году Сочи посетило 3,8 млн. туристов. Для эффективной работы отелей необходим годовой прирост туристов на 20%.

Существует ряд проблем и в крупном девелопменте. Инвестор бывшей основной Олимпийской деревни (часть курортного района Имеретинский) Группа компаний «Базовый элемент» (владелец – Олег Дерипаска) планирует распродать деревню под элитное жилье. Стоимость квартир по данному проекту составляет от 11 млн. до 27 млн. руб. (150-188 тыс. руб. за 1 кв. м). По данным местных экспертов, проданных квартир пока немного.

Грузовой порт Имеретинский, также построенный Группой компаний «Базовый элемент», тоже испытывает финансовые проблемы. Из запланированных 15 млн. тонн груза порт обслужил во время Олимпиады только 4,7 млн. тонн. В результате у инвесторов порта возникли проблемы с выполнением кредитных требований ВЭБа, а сам порт было решено перепрофилировать в марину на 473 яхты.

ОАО «Сбербанк России», о проекте трамплинов «Горная карусель» которого  шла речь выше, тоже пока не знает, что делать с огромным комплексом гостиниц мирового класса «Горки-город».

Испытывает финансовые затруднения и вложившаяся в проект «Роза Хутор» Управляющая компания «Интеррос» (владелец – Владимир Потанин). Срок окупаемости этого проекта изначально оценивался в 40-50 лет, но сейчас пока перспектив по выводу курорта на самоокупаемость не видно. Содержание комплекса «Роза Хутор» обходится владельцам в 2 млрд. руб. в год: операционные расходы и необходимое постолимпийское перепрофилирование курорта.

Но по оценкам генерального директора «Роза Хутор» Сергея Бачина, чтобы сделать курорт по-настоящему привлекательным для туристов, требуются еще вложения: оптимальный объем средств, по словам эксперта, – 4-4,5 млрд. руб. [8].

По словам других экспертов, на то, чтобы построенная к Олимпиаде инфраструктура заработала на полную мощность и начала приносить прибыль, необходимо еще произвести вложения на сумму в 10% от уже произведенных затрат на Олимпиаду, то есть вложить еще дополнительных 150 млрд. руб. [8]. Но с учетом современной экономической и политической ситуации, а также обязательствами России проводить множество крупных турниров по всей стране, рассчитывать на дополнительные «спортивные» вложения Сочи не приходится.

 

4. Олимпиада в Сочи и российские банки

Мы уже отметили ту огромную роль и значение, которые сыграл «Внешэкономбанк» в финансировании Олимпиады. Всего ВЭБ принимал участие в финансировании 20 проектов в Сочи общей стоимостью 321 млрд. руб., из которых 248,6 млрд. руб. – его кредитные средства. На данный момент по девяти кредитам на общую сумму 190 млрд. руб. возникли проблемы. Это 76,4% от всех кредитных средств, выделенных банком.

Среди проблемных заемщиков оказались следующие проекты:

- горнолыжный курорт «Роза Хутор» и Российский Международный Олимпийский Университет Владимира Потанина (85,2 млрд. руб.);

- комплекс трамплинов «Горки-город» ОАО «Сбербанк России» (52,2 млрд. руб.);

- основная Олимпийская деревня и порт Имеретинский Олега Дерипаски (26,1 млрд. руб.);

- гостиничный комплекс Виктора Вексельберга (14,4 млрд. руб.);

- гостиничный комплекс Арсена Канокова (7,2 млрд. руб.);

- офисное здание для Оргкомитета Олимпиады Игоря Макарова (4,3 млрд. руб.);

- ледовая арена для керлинга Александра Свищева (0,7 млрд. руб.);

В декабре 2013 года инвесторам было разрешено не обслуживать кредиты до конца 2015 года. До этого времени действует мораторий на выплату процентов и тела кредита с механизмом cash-swipe: если появляются свободные средства, они вносятся в счет выплаты по кредиту.

Поручителем по все кредитам была Государственная Корпорация «Олимпстрой». Но в июне 2014 года Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ликвидации госкорпорации «Олимпстрой». И теперь ВЭБ не вправе предъявлять требования к «Олимпстрою» – обязательства будут считаться погашенными после вступления закона в силу.

Часть компенсации своих расходов на Олимпиаду ВЭБ может получить еще до конца 2014 года. В марте 2014 года Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении на эти цели 10 млрд. руб. из бюджета-2014, предназначенных для «Олимпстроя». Но не так давно размер компенсации был уменьшен. Мартовское распоряжение отменено, а согласно новому решению субсидия составит 6,4 млрд. руб. Оставшиеся 3,6 млрд. руб. получит АНО «Агентство по проведению церемоний» в качестве возмещения затрат, связанных с церемониями открытия и закрытия зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.

Проблему олимпийских убытков может решить докапитализация ВЭБа: Правительство решило, что помимо конвертации в капитал второго уровня двух валютных депозитов, на которых размещены $6,25 млрд. из фонда национального благосостояния, банк получит еще 30 млрд. руб. в капитал, а также, возможно, ликвидность от ЦБ в размере 240 млрд. руб. [9].

 

Но «Внешэкономбанк» не единственный банк, столкнувшийся с проблемами в ходе подготовки Олимпиады. Активный участник олимпийского процесса НПО «Мостовик» подал в суд иск о признании себя банкротом в начале апреля 2014 года после того, как ОАО «Сбербанк России» потребовал взыскать с НПО «Мостовик» и его основного совладельца – генерального директора Олега Шишова – 18,9 млрд. руб.

Всего Кредиторская задолженность НПО «Мостовик» составляет 40 млрд. руб., еще 3,7 млрд. руб. компания должна своим сотрудникам и обязательных платежей.

В конце 2013 – начале 2014 года у НПО «Мостовик» возникла сложная финансовая ситуация из-за убытков по нескольким проектам, в том числе и по олимпийским. Сейчас у компании не хватает оборотных средств, и жертвами одного застройщика являются сразу несколько крупнейших кредитных организаций России.

ОАО «Сбербанк России» в отчете о финансовых результатах за первый квартал 2014 года, сообщил о том, что его чистая прибыль составила 72,9 млрд. руб. (в первом квартале 2013 года прибыль была 88,5 млрд. руб.). Почти такую же сумму – 77,1 млрд. руб. – ОАО «Сбербанк России» потратил на создание резервов на возможные потери по кредитам. Если сравнивать этот показатель с аналогичным периодом 2013 года, то он вырос в 2,4 раза (было 31,8 млрд. руб.). Резервы увеличились из-за ухудшения качества кредитного портфеля. Большая часть резервов – 44,5 млрд. руб. – была сформирована по коммерческим кредитам юридическим лицам, расходы на эти резервы выросли в 3,6 раза по сравнению с первым кварталом 2013 года. Одним из самых проблемных заемщиков оказалась НПО «Мостовик», задолжавшая ОАО «Сбербанк России» 18,9 млрд. руб.

О резком росте просроченных долгов в отчетности за май 2014 года сообщил и ОАО Банк ВТБ. У него сразу на 40 млрд. руб. выросла просроченная задолженность по рублевым кредитам, выданным нерезидентам, и на 20 млрд. руб. – объем просроченных иностранными компаниями процентов по кредитам. Месяцем ранее у ОАО Банк ВТБ было лишь 2 млрд. руб. просроченных процентных выплат. Судя по объему, это мог быть кредит на какой-либо из олимпийских проектов. Возможно, речь идет о кредитах, предоставленных НПО «Мостовик».

В I квартале 2014 года «Газпромбанк» (ОАО) получил 3,7 млрд. руб. убытка против прибыли в 5,6 млрд. руб. годом ранее. На результат третьего крупнейшего банка страны повлияли те же факторы, что и на ОАО «Сбербанк России» и ОАО Банк ВТБ: рост отчислений в резервы. В I квартале 2014 года «Газпромбанк» (ОАО) почти вчетверо нарастил резервы – до 11,7 млрд. руб. против 3,1 млрд. руб. годом ранее. Источник потерь – «компания из строительной отрасли», которая суммарно задолжала по кредиту «Газпромбанк» (ОАО) 3,5 млрд. руб., и в I квартале 2014 года банк полностью зарезервировал потери по этому кредиту. Речь идет, скорее всего, также об олимпийском застройщике НПО «Мостовик».

ОАО «Промсвязьбанк» закончил первый квартал 2014 года с убытком в 2,1 млрд. руб. Финансовые результаты банку подпортили кредиты, выданные НПО «Мостовик». За аналогичный период прошлого года ОАО «Промсвязьбанк» получил 2,2 млрд. руб. чистой прибыли. За первое полугодие 2014 года ОАО «Промсвязьбанк» заработал чистую прибыль в размере 0,6 млрд. руб. (в 2013 году за аналогичный период 4,5 млрд. руб., в 7,5 раз больше). Банк понес расходы в размере 6,9 млрд. руб. по причине создания резервов под обесценение кредитного портфеля. Значительная часть резервов была создана под кредиты НПО «Мостовик».

ОАО «Альфа-Банк» потребовал 3,3 млрд. руб. от НПО «Мостовик». Два иска о взыскании с компании в общей сложности примерно 3,3 млрд. руб. были поданы банком в Арбитражный суд Москвы.

Итого требования российских банков к НПО «Мостовик» составили 33,8 млрд. руб. ОАО «Сбербанк России» – 18,9 млрд. руб., ОАО «Промсвязьбанк» – 6,9 млрд. руб., «Газпромбанк» (ОАО) – 3,4 млрд. руб., ОАО «Альфа-Банк» – 3,3 млрд. руб. и также еще ОАО АКБ «Росбанк» – 1,3 млрд. руб. Кроме того, помимо этого, с начала 2014 года к НПО «Мостовик» подано более 200 исков. Если прибавить к этому списку еще указанный выше кредит ОАО Банк ВТБ на олимпийскую стройку – получится итоговая сумма в размере 127,6 млрд. руб.

Таким образом, олимпийская стройка в лице компании НПО «Мостовик», другого застройщика олимпийских объектов Сочи ООО «Корпорация Инжтрансстрой» (ИТС), объявившего в марте 2014 года о своей ликвидации (это еще 4 млрд. руб. убытков), проблемных кредитов «Внешэкономбанка» в размере 190 млрд. руб. стоила российской банковской системе суммарно 321,6 млрд. руб. убытков. Для сравнения скажем, что за первые два квартала 2014 года вся банковская система России заработала 451,3 млрд. руб. прибыли [10, 11].

 

Выводы

В настоящей статье были рассмотрены вопросы экономической эффективности проведения Зимней Олимпиады в России. Игры в Сочи, помимо радости от общей победы и положительного социального эффекта, принесли также и серьезный негативный эффект экономике страны и ее субъектам. К основным выводам нашего исследования мы относим следующие:

Исходя из затрат только на спортивные объекты (269,1 млрд. руб.) стоимость каждой завоеванной медали составила 8,2 млрд. руб. По показателю соотношение завоеванных медалей к ВВП страны Россия заняла только 12 место (1,57 медалей на 100 млрд. долларов США ВВП).

Итоговая стоимость Олимпиады, по сравнению с первоначальным бюджетом 2007 года, увеличилась в 4,85 раза: с 314 млрд. руб. до 1,524 трлн. руб. Из этой суммы 269,1 млрд. руб. было потрачено на спортивную инфраструктуру (17,6%), остальные средства примерно поровну были направлены на развитие города Сочи и на развитие городской инфраструктуры, непосредственно не связанной с Олимпиадой (по 41,2%).

До сих пор не решены проблемы по программе поддержки частного бизнеса кредитами Государственной корпорации «Внешэкономбанк» в размере 248,6 млрд. руб. 76% кредитов являются проблемными.

С учетом этой программы доля частных инвестиций среди всех расходов на Олимпийские игры составила только 9,5%. Остальные средств были вложены государством: либо напрямую через госбюджет, либо с помощью компаний, подконтрольных государству, либо в виде кредитов, предоставленных «Внешэкономбанком».

Существенной проблемой для экономики страны стала программа олимпийского наследия, как спортивных объектов инфраструктуры, так и всей олимпийской темы. На некоторых из объектов были приятны решения о применении реинжиниринга бизнес-процессов.

Бюджетные организации, на баланс которых поставлены спортсооружения, должны нести расходы на их содержание. Эти расходы в ближайшие три года обойдется российскому бюджету в 7 млрд. долларов США (287 млрд. руб.). Есть оценки, что для эффективной работы инфраструктуры необходимы дополнительные вложения на сумму в 10% от уже произведенных затрат на Олимпиаду, то есть 150 млрд. руб.

Олимпийская стройка в лице компаний НПО «Мостовик», ООО «Корпорация Инжтрансстрой» и проблемных кредитов «Внешэкономбанка» стоила суммарно российской банковской системе 321,6 млрд. руб. убытков.

В заключении хотелось бы отметить, что Олимпиада – это один регион, Чемпионат Мира по футболу  2018 году – это 12 стадионов в 11 городах. Таким образом, необходимо использовать опыт Сочи уже сейчас, чтобы не допустить повторения допущенных ошибок при подготовке к новым крупным спортивным мероприятиям.

Сергей Алтухов. Владимир Агеев.

Список литературы

1) Меняем правила игры. Перспективы развития мировой индустрии спорта до 2015 года//PwC: Обзор спортивного рынка. Декабрь 2011 года.

URL: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/globalisation/assets/PwC-Global-Sports-Outlook-to-2015-ru.pdf (дата обращения: 20.10.2014).

2) МВФ: ВВП по паритету покупательной способности (ППС). Октябрь 2014. (англ.). URL: http://www.imf.org (дата обращения: 20.10.2014).

3) Отчет Государственной корпорации «Олимпстрой» по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта за 2013 год. Утвержден решением наблюдательного совета Государственной корпорации «Олимпстрой» по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (протокол заседания от 3 июня 2014 г. № 86)

4) Расходы на подготовку к Олимпиаде составили 1,5 трлн руб.//Vedomosti.ru: ежедн. интернет-изд. 2014.01июл.

URL: http://www.vedomosti.ru/sport/news/28385751/sochi-soschitan (дата обращения: 20.10.2014).

5) ВЭБ ищет олимпийскую страховку//Kommersant.ru: ежедн. интернет-изд. 2014.03июл. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2504102 (дата обращения: 20.10.2014).

6) Долговой мораторий: ВЭБ даст погулять олимпийским заемщикам//Forbes.ru: ежемес. интернет-изд. 2014.29янв.

URL: http://m.forbes.ru/article.php?id=250228 (дата обращения: 20.10.2014).

7) Олимпиада в Сочи обошлась налогоплательщикам в 3,5 млрд долларов//RBC.ru: ежедн. интернет-изд. 2014.22фев.
URL: http://sport.rbc.ru/olymp2014/article/203017/ (дата обращения: 20.10.2014).

8) Игры, в которые играют в Сочи//Kommersant.ru: ежедн. интернет-изд. 2014.08сен.

URL: http://www.kommersant.ru/doc/2554133 (дата обращения: 20.10.2014).

9) Бюджет снизил компенсацию убытков ВЭБа по олимпийским кредитам//Vedomosti.ru: ежедн. интернет-изд. 2014.07окт.
URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/34346391/olimpijskaya-kompensaciya (дата обращения: 20.10.2014).
10) Банковская система РФ в 1 квартале 2014 года//Отчет НРА, 2014. URL: http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/file_review/21.pdf (дата обращения: 20.10.2014).
11) Банковская система РФ во 2 квартале 2014 года//Отчет НРА, 2014. URL: http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/file_review/25.pdf (дата обращения: 20.10.2014).

 

References

1) Meniaem pravila igry. Perspektivy razvitiia mirovoi industrii sporta do 2015 goda//PwC: obzor sportivnogo rynka. Dekabr' 2011 goda. [Changing the game. Outlook for the global sports market to 2015], PwC: An Overview of the Sports Market, December 2011. (In Russ.)
Available at: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/globalisation/assets/PwC-Global-Sports-Outlook-to-2015-ru.pdf (accessed: 20.10.2014).
2) IMF: Gross domestic product based on purchasing-power-parity (PPP) valuation of country GDP.
Available at: http://www.imf.org (accessed: 20.10.2014).
3) Otchet Gosudarstvennoi korporatsii «Olimpstroi» po stroitel'stvu olimpiiskikh ob"ektov i razvitiiu goroda Sochi kak gornoklimaticheskogo kurorta za 2013 god. [Report of the State Corporation "Olimpstroj" the construction of Olympic Venues and Development of Sochi as a mountain resort in 2013], 3 June 2014.
4) Rashody na podgotovku k Olimpiade sostavili 1,5 trln rub. [The costs of preparing for the Olympics amounted to 1.5 trillion rubles.], Vedomosti.ru: Everyday online ed. 2014.01.jul. (In Russ.)
Available at: http://www.vedomosti.ru/sport/news/28385751/sochi-soschitan (accessed: 20.10.2014).
5) VEB ishchet olimpiiskuiu strakhovku [VEB is looking for Olympic coverage], Kommersant.ru: Everyday online ed. 2014.03.jul. (In Russ.)
Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2504102 (accessed: 20.10.2014).
6) Dolgovoi moratorii: VEB dast poguliat' olimpiiskim zaemshchikam [Debt moratorium: VEB to walk the Olympic borrowers], Forbes.ru: a monthly online ed. 2014.29.jan. (In Russ.) Available at: http://m.forbes.ru/article.php?id=250228 (accessed: 20.10.2014).
7) Olimpiada v Sochi oboshlas' nalogoplatel'shchikam v 3,5 mlrd dollarov  [Sochi Olympics has cost taxpayers $3.5 billion], RBC.ru: Everyday online ed. 2014.22.feb. (In Russ.)
Available at: http://sport.rbc.ru/olymp2014/article/203017/ (accessed: 20.10.2014).
8) Igry, v kotorye igraiut v Sochi [Games that are played in Sochi], Kommersant.ru: Everyday online ed. 2014.08.sep. (In Russ.)
Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2554133 (accessed: 20.10.2014).
9) Biudzhet snizil kompensatsiiu ubytkov VEBa po olimpiiskim kreditam [Budget reduced the compensation for the loss of Olympic VEB loans], Vedomosti.ru: Everyday online ed. 2014.07.okt. (In Russ.)
Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news/34346391/olimpijskaya-kompensaciya (accessed: 20.10.2014).
10) Bankovskaia sistema RF v 1 kvartale 2014 goda [The banking system of the Russian Federation in the 1st quarter of 2014], NRA Report, 2014. (In Russ.)
Available at: http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/file_review/21.pdf (accessed: 20.10.2014).
11) Bankovskaia sistema RF vo 2 kvartale 2014 goda [The banking system of the Russian Federation in the 2nd quarter of 2014], NRA Report, 2014. (In Russ.)
Available at: http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/file_review/25.pdf (accessed: 20.10.2014).

 

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments