К кому пойти учиться?

gomelskyМне кажется, что часть наших олимпийских проблем лежит в сфере людской психологии. Мы привыкли гордиться победами наших спортсменов на всех соревновательных уровнях. А раз Олимпиада – высший спортивный форум, то и здесь нам победу вынь да положь. Кроме того, со времен, когда страна называлась СССР, мы помним, что «спорт – вне политики», поэтому государственную мощь оцениваем и по успехам или неуспехам на спортивных ристалищах. Удар по престижу в Ванкувере был нанесен мощнейший, и многих это не просто расстроило, а даже оскорбило и унизило. Что же это делается, братцы? «Вас, засранцев, опекаешь и растишь/А вы, суки, нам мараете престиж!» – помните Галича?

Я не люблю огульно критиковать тренеров. Эта профессия очень сложная. Состоящая из множества элементов и требующая постоянной учебы, ознакомления с новыми методиками, внедрения новых форм и средств ведения тренировочного процесса. Спорт – это такая область человеческой деятельности, в которой особенно заметно, что тот, кто не движется вперед, сразу же и безнадежно отстает. Поэтому сначала о тренерских кадрах. Вернее, об их подготовке.

В России полтора десятка институтов физкультуры. Каждый год эти вузы выпускают в мир около двух с половиной тысяч тренеров-преподавателей. Хорошо это или плохо? По количеству, конечно, хорошо. Это позволяет насыщать тренерскими кадрами наши ДЮСШ И СДЮШОР. А вот качество вызывает известную толику сомнения.

Я думаю, что неплохо разбираюсь в своем виде спорта – баскетболе. Вывод следующий: учебники, по которым обучают студентов на кафедрах баскетбола, устарели, подавляющее большинство преподавателей не владеют самыми современными методиками, и самое страшное, что им негде этим методикам научиться.

Не думаю, что в других видах спорта картина резко отличается в положительную сторону. Это означает, что молодые тренеры, приходящие впервые на работу в школу, уже учат наших детей не так. То есть на освоение одних и тех же базовых технических элементов уходит гораздо больше времени, чем могло бы.

Зачастую тренеры юношеских и молодежных сборных страны жалуются на то, что к ним в руки попадают невероятно одаренные от природы мальчики и девочки с невероятными пробелами в технической подготовке и с отсутствием элементарных знаний по тактике. А ведь переучивать гораздо сложнее, чем учить впервые. Я уверен, что похожие проблемы существуют во всех видах спорта.

Не испытал удивления, читая интервью исполнительного директора СБР Сергея Кущенко, который жаловался, что для сборной команды не удалось найти в стране ХОРОШЕГО специалиста по лыжной подготовке коньковым ходом. Приходится приглашать из-за рубежа. Значит, должна быть поставлена задача по быстрому и качественному улучшению подготовки тренеров всех уровней. Ведь приглашение зарубежных специалистов возможно только в спорте высших достижений, а стране нужны умелые тренерские кадры для работы с детьми и подростками.

Мне в жизни везло на классных тренеров. Я наблюдал, как работают такие асы, как А.В. Тарасов, Ю.Б. Чесноков, С.А. Жук, мои папа и дядя А.Я. и Е.Я. Гомельские. Они пахали по 365 дней в году и по 24 часа в сутки – даже во сне! Они сами были новаторами и вели не только своих спортсменов, но и свои виды спорта к новым высотам. Такие выдающиеся личности рождаются редко. И призывать всех тренеров во всех видах спорта стать гениями – очевидный нонсенс. Но федерации обязаны уделять внимание подготовке тренерских кадров, помогать кафедрам в создании методических пособий, а еще лучше – снабжать видеоматериалами для изучения и освоения.

Очень важно использовать все самые современные методики. Это не так уж и сложно. Ведущие тренеры мира не скрывают своих наработок, да это и невозможно. Один раз твой воспитанник или твоя команда выступит удачно и тут же попадает под пристальное изучение конкурента. Ответы на вопрос: «За счет чего выиграли?» будут получены через пару недель.

ОКЛАД ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА СБОРНОЙ – 5500 РУБЛЕЙ

В разговоре с корреспондентом «Советского спорта» Натальей Марьянчик руководитель Центра спортивной подготовки сборных команд Александр Кравцов раскрыл размеры зарплат российских тренеров.

– Зарплата тренеров сборных команд состоит из ставки – базового оклада и дополнительных коэффициентов. Базовый оклад действительно невелик: для главного тренера сборной команды он составляет 5500 рублей, для старшего – 5000 рублей, для тренера сборной – 4700 рублей. К этому добавляются различные коэффициенты: за показанные результаты, за имеющиеся награды и звания, за опыт работы и так далее.

Ясно ведь, что, например, тренеры биатлонистов должны получать больше, чем специалисты из горных лыж, где мы давно уже ничего не выигрывали. В конце месяца все коэффициенты, выраженные в процентах от зарплаты, суммируются. Плюс к базовому окладу и коэффициентам у нас ежемесячно выплачиваются премии. Для примера, в прошлом сезоне старший тренер сборной по успешному зимнему виду спорта получал в месяц 63 000 рублей: 34 000 рублей зарплаты плюс премиальные. Эти цифры могли чуть меняться в зависимости от результатов спортсменов на соревнованиях и размера премии. Но порядок сумм примерно таков. Поэтому когда тренеры рассказывают в прессе, что получают по 5 тысяч рублей в месяц, они, мягко говоря, лукавят, говоря только о базовом окладе и умалчивая о дополнительных коэффициентах и премиях.

Полностью материал здесь: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/384475

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments