ЭСКАДРА Хорошилова

29 апреля 2009 года состоялось расширенное заседание коллегии Москомспорта. С докладом о развитии системы непрерывного обучения и аттестации выступил профессор АТиСО А.В. Хорошилов. Предлагаем Вам фрагменты выступления.

Уважаемые члены коллегии!

Академия труда и социальных отношений, которую я имею честь представлять на заседании коллегии Москомспорта, имеет богатую девяностолетнюю историю. АТиСО является многопрофильным высшим учебным заведением, ведущим свою историю с 1919 года и подготовившим более 80 тысяч специалистов.

В настоящее время образовательная деятельность в Академии осуществляется по 11 специальностям, 18 специализациям высшего профессионального образования (ВПО) и 12 программам дополнительного профессионального образования (ДПО).

Образовательные программы ВПО и ДПО в Академии и ее 17 филиалах реализуют 133 кафедры и 26 факультетов. Контингент обучающихся насчитывает около 35 тысяч человек.

Тема «Реализация модели непрерывного образования и процедура аттестации работников спортивной отрасли с использованием Электронной Системы Кадрового Развития (ЭСКАДРА)», о которой мы сегодня будем говорить, является логическим продолжением системной работы специалистов Академии по проблемам организации управления компетенциями для руководителей организаций и кадровых служб. Электронные системы непрерывного обучения, технологий аттестации и управления компетенциями государственных служащих, разработанные учеными нашей Академии, успешно внедрены в Государственной Думе, Совете Федерации и Росстате.
ЭСКАДРА - Электронная система кадрового развития представляет собой взаимосвязанные процессы управления компетенциями, непрерывного обучения и аттестации всех категорий работников.
В основу технологии положены следующие принципы развития и управления кадрами в организации:
Принцип непрерывности обучения. Данный принцип предполагает создание условий для обучения гражданских служащих на всех этапах их профессиональной деятельности и поддержания взаимосвязи различных элементов и периодов обучения, в том числе «без отрыва от рабочего места».
Принцип системности. Ориентация на этот принцип подразумевает поддержание устойчивой координации и согласованности между всеми элементами кадровой политики.
Принцип регулярности. Данный принцип предусматривает, что мероприятия по оценке компетенций служащих организуются не от случая к случаю, а проходят на постоянной, регулярной основе.
Управление компетенцией - совокупность действий, направленная на приобретение необходимой компетенции в соответствии с потребностями организации, которые определяются путем сравнения потребностей предприятия с наличными ресурсами. Потребность организации - это необходимый количественный и качественный состав персонала в соответствии с выбранной стратегией развития организации. В результате сравнения потребностей и ресурсов организации могут произойти перестановки, передвижения, набор, обучение и т.д.
Управление компетенцией должно происходить:
  • на уровне организации,

  • на уровне личности.

На уровне организации управление компетенцией включает выполнение следующих действий:

1)Оценка имеющихся ресурсов (по составляющим компетенции), а также возможностей, знаний, навыков государственных служащих, которые работают в данной организации.
2)Оценка потребностей организации в персонале в соответствии с целями, задачами организации, выбранной ей стратегией на ближайшие годы.
3)Сопоставление ресурсов - потребностей.
На основе полученных данных определяется:
1) Какое количество персонала соответствует выбранной стратегии и его не надо переучивать.
2) Какое количество персонала надо переучивать (доучивать) в связи с изменением стратегии организации.
На уровне личности управление компетенцией состоит в следующем:

1). Осознание требований должности - соединительная часть между ресурсами и задачами.

2). Формирование уверенности в себе (уверенность в себе так же необходима, как и знания).

3). Мобилизация внутренних резервов - по знаниям.

4). Мобилизация внутренних резервов - по навыкам.

5). Умение упорядочить свои знания, имеющуюся информацию под поставленную задачу.

Такая оценка позволяет пользователю Системы активизировать полученные им ранее знания, навыки, информацию. Он формирует цель своей деятельности на выбранной должности, принимает для себя решение: соответствует ли его компетенция требованиям должности или необходимо дополнительное обучение.

В качестве примера мы рассмотрим ситуацию определения компетенциями в обычной детско-юношеской спортивной школе. Вы сейчас можете видеть панель руководителя кадровой службы этой самой школы. Нас интересуют в данной ситуации два последних раздела на панели: компетенции и обучение.
Вы видите типовое штатное расписание спортивной школы. Кадровик в данной системе ЭСКАДРА получает возможность принимать на работу, направлять на обучение по повышению квалификации один раз в три года в соответствии с Трудовым кодексом РФ своих работников, руководствуясь моделью компетенций каждой должности в своей организации. Для примера посмотрим компетенции должности «Руководитель».

Модель компетенций представляет собой такой набор компетенций, который наилучшим образом отражает требования должности на основе профессиональных стандартов. Модель компетенций может использоваться для отбора требуемых лиц в ходе набора персонала, для назначений, оценки кандидатов, определения размеров должностного оклада и премий, для целей профессионального обучения и переподготовки кадров, для продвижения по служебной лестнице вверх или понижения. Иными словами, руководители кадровых служб спортивных организаций сначала производят своеобразную инвентаризацию имеющихся кадров, а в последующем получают возможность формировать кадровую политику своей организации, используя Электронную систему кадрового развития - ЭСКАДРА.

Организация непрерывного профессионального обучения служащих организаций спортивной отрасли проводится с учетом результатов оценки действующего кадрового состава. Решение о направлении на обучение в Институт повышения квалификации спортивной отрасли принимается на основе наличия или отсутствия необходимых компетенций или недостаточного уровня владения ими. Процессу обучения «без отрыва от производства» может способствовать информационно-образовательный портал «Спортдиплом.Ру», созданный учеными нашей Академии для реализации задач обучения спортивных менеджеров.

Все пользователи системы ЭСКАДРА могут получить индивидуальный «логин» и «пароль» и пользоваться ресурсами электронной библиотеки.

Предоставляемой нами в открытом доступе на портале «Спортдиплом.Ру». Там же все желающие могут протестировать свои знания с помощью тренировочных тестов по изучаемым предметам.

Ключевым этапом в процессе непрерывно образования является аттестация. Аттестация на получение квалификационной категории  представляет экспертную оценку профессиональных знаний и умений специалиста.
В том случае, когда специалист получает высокую оценку на индивидуальном тестировании, комиссия принимает решение о выдаче ему  аттестационного сертификата соответствия занимаемой должности или вышестоящий должности. Если результаты тестирования на итоговой аттестации неудовлетворительные, то комиссия дает направление на обучение по дисциплинам той категории компетенций, которая оказалась слабо изученной.
 
  • Vkontakte comments
  • Facebook comments