Одноразовый праздник: почему государству надо перестать инвестировать

В новом цикле статей на РБК «Белые слоны российской экономики» Валерий Зубов и Владислав Иноземцев рассматривают, в какие объекты инвестировало государство в последние годы и почему эти вложения оказались крайне неэффективны.

И инвестировать, и заработать

Государство играет важную роль даже в самых либеральных экономиках. Но там, где под его непосредственным контролем находится до половины материальных активов (как в случае России), а бюджет почти не контролируется обществом, именно государство своими действиями неизбежно задает национальные стандарты эффективности.

Эта эффективность (а точнее — ее отсутствие) лучше всего фиксируется как раз на примере инвестиций, где затраты на реализацию лег­ко сравниваются с аналогичными программами, осуществляемыми как за рубежом, так и в России, частным бизнесом, а степень востребованности полученных результатов легко просчитываема.

В России государство владеет основной инфраструктурой. У нас отсутствуют частные автомобильные или железные дороги, трубопроводы или причальные стенки. Проекты в данной сфере реализуются через Росавтодор, «Транснефть» и другие агентства и компании — и даже самый поверхностный взгляд показывает, сколько тут «белых слонов». Дорог, увы, в России мало — а те, что строятся, стоят дорого. Почему? Потому что в этой «повседневной» сфере чиновникам и близкому к ним бизнесу выгоднее зарабатывать на постоянном ремонте, чем на качественном строительстве.

В России на ремонт дорог в 2014 году было выделено в 19 раз больше средств, чем на прокладку новых трасс. Именно потому дорогу в Сколково, по­строенную в 2011 году за $38,5 млн за 1 км, начали перекладывать уже через 14 ме­сяцев. Асфальт на «знаковых» дорогах в Подмосковье перестилают раз в два года. Получается, что на каждый рубль, вложенный в дорожное строительство, экономика должна «зарезервировать» еще несколько рублей, которые будут в ближайшие годы потрачены на ремонт. Притом это государственные, а не частные деньги. Платных трасс в стране почти нет, и даже под давно обещанные трассу Москва — Петербург или ЦКАД «частники» занимают деньги в ВЭБе, стопроцентно государственном банке.

Крупные проекты еще более сомнительны. Какова эффективность моста на о. Русский за 32 млрд руб. (за эти деньги каждый житель острова мог купить четырехкомнатную квартиру во Владивостоке), если его пропускная способность используется на 3–7%? Обсуждается строительство моста через Лену у Якутска за 54 млрд руб. (в ценах 2013 года). Хотя традиционный завоз по реке куда дешевле железнодорожного. В планах — мост на Сахалин и чуть ли не туннель под Беринговым проливом — к Аляске, где нет железных дорог.

Праздник на один раз

Есть также и «имиджевые» проекты, расходы на которые выходят за рамки разумного и для последующего поддержания которых требуются новые и новые ассигнования — такие «слоны» давно топчутся на наших просторах.

На подготовку к саммиту АТЭС во Владивостоке ушло больше денег, чем на 11 предшествующих саммитов. На Олимпиаду в Сочи — больше, чем на шесть предыдущих зимних Олимпиад. Но оба гиперпроекта оказались «одноразовыми». Кто помнит прорывные соглашения и контракты, заключенные в хо­де саммита АТЭС? Но ведь на него в 2011–2012 годах пошло 8,5% всех инвестиций, сделанных из федерального бюджета. В результате заполняемость гостиниц — не более 25%, аэроэкспресс пустует, аэропорт загружен на треть, театры, океанариум и часть прочих объектов по-прежнему требуют денег на достройку.

Сочи-2014 были ознаменованы как прекрасной организацией мероприятия, так и красивой победой российской сборной, но ее мировой эффект был «перечеркнут» Крымом и украинским конфликтом.

Сейчас спортсооружения простаивают: за 12 месяцев после Игр не все они использовались даже по одному разу. Между тем в Сочи в 2013 году было направлено 23% всех федеральных инвестиций. В Казани на подготовку к Универсиаде и перестройку городского центра ушло почти 230 млрд руб. — но большая часть офисных и торговых площадей в центральной части города также пустует. А впереди чемпионат мира по футболу, который пройдет в том числе и в городах, которые никогда в будущем не соберут полные стадионы зрителей. На подготовку к первенству выделено почти $5 млрд. В среднем по $800 млн на каждый стадион, хотя $265-миллионная Amsterdam Arena и $390-миллионная Allianz Arenа в Мюнхене окупаются, принимая по 240–270 мероприятий в год. Но там делают бизнес, а не одноразовый праздник.

Развязать себе руки

Российское государство позволяет приближенным компаниям откровенно издеваться над своими гражданами, бессмысленно тратя их деньги. «Скоростная железная дорога» из Москвы в Казань должна быть построена за 1,068 трлн руб. Сами эти затраты, не считая операционных расходов, окупятся за 85 лет. А с учетом последних событий — никогда. Представляя проект этой трассы на слушаниях в Госдуме, РЖД указала его рентабельность на уровне 2,4%, что совпадало с доходностью размещенных средств ФНБ, из которого запрашивались средства на проект. Может, лучше не трогать спокойно лежащие деньги?

Мы переносим космодром с Байконура на Дальний Восток, тем самым увеличивая себестоимость запусков. При этом стоимость строительства Восточного равна 96-летней аренде Байконура у дружественного Казахстана. О какой эффективности здесь может идти речь? Или мы хотим развязать себе руки в отношениях с Астаной, как развязали их в отношениях с Киевом после прокладки газовых труб в обход Украины?

Главное — избежать ответственности

Ведь если говорить по существу, то в мире уже 60 государств ведут космические программы и предъявляют спрос на запуски. Но в последнее время нас подпирают частные зарубежные компании, умудряющие производить вывод грузов на орбиту банально дешевле. И это еще до того, как россиянам придется учитывать в стоимости запуска издержки на новый космодром.

Результатом большинства масштабных государственных планов становятся бессмысленные проекты, либо в значительной мере не используемые (как упомянутые мосты), либо не приносящие никакого улучшения для эксплуатантов (как новый космодром) — но при этом требующие значительных средств на свое поддержание. И средства эти тоже будут государственными.

Неслучайно в России почти не применяются «контракты жизненного цикла», а большинство компаний, участвующих в стройках века (вспомним знаменитый «Мостовик»), успевает вовремя обанкротиться, чтобы не нести никакой ответственности.

Государство в России умеет не столько инвестировать, сколько транжирить деньги. И самый беглый анализ крупных «белых слонов», выпущенных за последние годы на просторы России, показывает, что отношение к государственным инвестициям нужно пересмотреть.

Даже Китай, по поводу дорог, мостов, туннелей и небоскребов которого долгое время слышны были толь­ко восторги, похоже, надорвался. Примечательно, что развитые страны уже не стоят в очереди за Олимпиадами и чемпионатами.

«Точечно» Россию не развить. Вместо того чтобы выращивать очередных диковинных «животных», лучше ослабить давление на бизнес и позволить ему развивать пусть и менее амбициозные, но нужные куда бóльшему числу людей и компаний проекты. Однако вместо этого власти, похоже, лишь создают дополнительные «слоновьи» ясли.

Читайте и другие тексты из серии «Белые слоны российской экономики»:
На что государство тратит деньги

Подробнее на РБК:
http://daily.rbc.ru/opinions/economics/14/09/2015/55f590dc9a7947283d84f9c3

 

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments